Пятнадцатая «Мельпомена»

20.06.2018

28 мая состоялось награждение лауреатов XV Областного театрального фестиваля-конкурса «Мельпомена», организованного Ростовским региональным отделением Союза театральных деятелей России.

К показу были допущены постановки театрального сезона 2016­17 гг. профессиональных театров Ростова­на­Дону и Ростовской области. Все спектакли отсмотрело и оценило жюри во главе с Вячеславом Митрофановичем Кущевым, заслуженным деятелем искусств России, председателем правления Ростовского регионального отделения СТД России.

Лауреатов награждали члены жюри фестиваля, а вели церемонию награждения эксцентричный Профессор химии (Олег Радченко, актер Таганрогского ордена «Знак Почета» театра имени А.П. Чехова) и его взбалмошная Ассистентка (актриса Шахтинского драматического театра Валентина Родницкая). Эта парочка пыталась получить на сцене такие неосязаемые вещества, как «магия театра», «актерское вдохновение», «творческий порыв»… Перед тем как огласить победителей в каждой номинации, они производили какие­то опыты, что­то сливали, в общем, «химичили». Получалось весело и задорно.

В номинации «Лучший спектакль» победила опера П.И. Чайковского «Пиковая дама», поставленная в Ростовском государственном музыкальном театре (режиссер­постановщик – Николай Сорокин). Новаторская режиссура, великолепные декорации, создающие атмосферу помпезного и мрачного Петербурга, вызывают восхищение зрителя.

За исполнение роли Графини в номинации «Лучшая женская роль в музыкальном театре» была отмечена солистка театра Элина Однороманенко. У нее Графиня – не дряхлая старуха, а уставшая от жизни светская дама.

Творцы «Пиковой дамы» получили еще несколько призов фестиваля: Ирина Вторникова – «Лучший художник по свету» и Наталья Земалиндинова – «Лучшая работа художника по костюмам».

Больше всех наград фестиваля собрал музыкальный спектакль «Бумбараш» Юлия Кима и Владимира Дашкевича, поставленный в Ростовском­на­Дону академическом молодежном театре. «Лучшая работа режиссера» – Михаил Заец, «Лучшая работа художника­постановщика» – Николай Слободяник, «Лучший художник по свету» – заслуженный работник культуры России Жанна Дазидова, «Лучший актерский ансамбль», «Творческий прорыв» – Сергей Гузенко за исполнение роли Бумбараша.

Когда зрители входят в зал, на экране уже идут кадры хроники начала 20­го века. Это настраивает на ощущение атмосферы эпохи. Мы привыкли – если «Бумбараш», то Золотухин. То есть одна звезда, которая поет, а вокруг что­то делается, меняется. Здесь же – актерский ансамбль ни на минуту не дает вспомнить о фильме. Это – просто иное зрелище, с потрясающими сценами, которые не забыть. Например, битва красных и белых, поставленная как танец, в конце которого остается мало танцующих. В финале возвращается экран, на который проецируется изображение мирных полей. И понимаешь, сколько костей лежит под колосящейся пшеницей, выросшей на земле, обильно политой кровью и красных, и белых.

Сильно воздействует на зрителя и спектакль Ростовского академического театра драмы имени М. Горького «Матерь человеческая», поставленный по повести нашего земляка Виталия Закруткина (режиссер­постановщик – Геннадий Шапошников). Это история молодой женщины Марии, единственной уцелевшей в селе после разорения его фашистами. Артистка Илона Огир, исполняющая роль Марии, получила диплом в номинации «За создание женского образа в спектакле на военно­патриотическую тему».

А сам спектакль стал лауреатом в номинации «За бережное сценическое воплощение произведений донских классиков». «Матерь человеческая» – последняя часть донской театральной трилогии, поставленной на сцене этого театра (до этого были «Тихий Дон» Михаила Шолохова и «Цыган» Анатолия Калинина).

Ростовский государственный театр кукол имени В. С. Былкова показал на фестивале «Снежную королеву» Ганса Христиана Андерсена (режиссеры­постановщики – Андрей Крат и Елена Кушнаренко). Это яркое зрелище с многочисленными спецэффектами, чудесными превращениями и завораживающей музыкой. Спектакль утонченно красив. Прекрасны декорации, погружающие зрителя в атмосферу действия. Изысканно выполнены куклы – тростевые и «маппет». Артисты, одетые в великолепные костюмы, выступают и «в живом плане».

Сюжет этой сказки известен всем, но вновь, с замиранием сердца, зритель следит за приключениями Герды, отправившейся на поиски своего названного брата Кая, сочувствует ее самопожертвованию. И увидит счастливый конец, когда любовь ломает все преграды и ничто не сможет помешать этому.

Коллектив создателей спектакля «Снежная королева» получил диплом в номинации «За зрелищность и творческую фантазию».

А диплом в номинации «За честь и достоинство» получила актриса Ростовского­на­Дону академического молодежного театра Раиса Андреевна Лосева (Пащенко). Это легенда Ростовского ТЮЗа! Так раньше назывался Молодежный. Великолепная травести, которую в 1970 году режиссер Юрий Еремин заприметил в Саратове для главной роли в «Нахаленке». Ей подвластно все – и Шекспир (Шут в «Двенадцатой ночи»), и Чехов (Анфиса в «Трех сестрах»)!

Говорят, что Чехова и Шекспира наиболее часто ставят сейчас на сцене по всему миру. Не отстают и донские театры. Новошахтинцы показали на фестивале спектакль по Чехову, а таганрожцы – по Шекспиру.

В Новошахтинском драматическом театре поставили «Вишневый сад» А.П. Чехова в визуальной стилистике немого кино (режиссер­постановщик – Роман Родницкий). Приглушены, почти монохромны цвета костюмов. На арьерсцене – экран, но кино как такового нет. Только обрывки изображения – как будто брак. И дома, который пытаются спасти, тоже уже нет – мы видим только движущиеся фрагменты забора. Звучит Вертинский, вносящий в спектакль ноту трагичности, надлома.

Есть удачные, неожиданные трактовки некоторых ролей. Например, Фирс – сумасшедший клоун, Дуняша – «Вера Холодная», Прохожий – революционный матрос… Но некоторые важные, определяющие роли не сложились – вяловатый Лопахин, невнятная Раневская…

Но уже само прикосновение к такому непростому автору, как Чехов, заслуживает уважения. И коллектив Новошахтинского драматического театра заслуженно получил диплом в номинации «За верность и преданность театру».

Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова показал на фестивале «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира (режиссер­постановщик – Зураб Нанобашвили). Спектакль получился красивым, романтичным.

За исполнение роли Пэка артист Роман Пылаев был удостоен диплома в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Пэк – это «добрый малый эльф». В исполнении актера этот персонаж выходит чуть ли не на первый план, держит действие в своих руках. Являясь своего рода демиургом, он придумывает и осуществляет все любовные недоразумения, которые происходят в этой истории.

Жюри решило наградить таким же дипломом и Игоря Лебедева из Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачьего драматического театра). Новочеркасцы поставили «Поминальную молитву» Григория Горина (режиссер­постановщик – Ашот Восканян).

В этом спектакле запомнились многие крепкие актерские работы. Но особенно Игорь Лебедев в роли Менахема, за исполнение которой он и получил диплом в номинации «За лучшую мужскую роль второго плана». Это безусловная удача артиста, здесь он и смешон, и трогателен… До трагических высот доходит заслуженная артистка России Ирина Шатохина в роли Голды. Ей был вручен «Приз зрительских симпатий».

В Шахтинском драматическом театре популярностью у зрителей пользуется мюзикл «Призрак замка Кентервиль» по произведению Оскара Уайльда (музыка Владимира Баскина, текст Вячеслава Вербина). Режиссер­постановщик Роман Родницкий умело погружает зрителя в таинственную атмосферу старинного английского замка, которую пытается нарушить появление новых американских владельцев. В этом спектакле есть все для успеха – и любовь, и английский юмор, и танцы, и вокал шахтинских артистов.

Диплом в номинации «Театральная надежда» получил актер Никита Сотчев за исполнение роли Джорджа, сына богатого янки. Ему присущи и органичность существования на сцене, и природная лиричность.

Уже не первый год Ростовский государственный музыкальный театр осуществляет проект «До первого звонка». Это встречи, которые происходят за час до спектакля в Театральной гостиной. Их виртуозно проводит советник художественного руководителя театра, доктор искусствоведения, профессор Александр Яковлевич Селицкий. Он рассказывает о создателях спектакля, об истории постановок. Приглашает на разговор солистов, концертмейстеров, сценографов, художников по костюмам, бутафоров, постижеров… По сути, это такой мини­спектакль, который Александр Яковлевич устраивает примерно раз в три недели. Жюри вручило ему диплом в номинации «За популяризацию театрального искусства».

Зрители активно посещают театральные премьеры, а жюри отдыхает, ведь завершилась XV «Мельпомена» … Будем ждать следующую!

Алексей Климашевский

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв