27.02.2024
О чём ваш спектакль? В чём идея?
Знаете, когда я беру какое-то произведение, то для меня очень важно, чтобы в пьесе была некая идея, которая меня, во-первых, касается, волнует, а во-вторых, имела бы терапевтический эффект для публики. И когда я прочитал пьесу, я понял, что это не бытовая история, а притча, которая касается каждого человека в плане отношений. И там есть тема андрогина, что у Платона, где ключевой целью человеческого существования является восстановление утраченного единства противоположностей мужского и женского начала. Это очень сложно, это тяжело. И мы пытаемся в этом разобраться через призму спектакля, который является таким отражением всех зрителей, так как у нас есть связующее звено, выраженное в том таинственном незнакомце, в том странном свидетеле, который там, безусловно, оказался неслучайно. Он явно некая мифическая субстанция, который проводит своеобразную инициацию для этой пары. И всё это в тесной, живом контакте со зрителем, и все понимают, что то происходящее сейчас на сцене, это не просто спектакль, а это отражение всего того, что происходит у всех, у каждого из нас. Это самый что ни на есть собирательный образ всех пар, сидящих в зале.
Должен сказать, я сам стремлюсь к этому единению мужского и женского. И я тоже, как в пьесе Валентина Красногорова, верю в любовь. Верю, что любовь – это тот дар, который нельзя обходить, которому нельзя противодействовать, с которым нельзя спорить. И, собственно, никакие дела, никакие отговорки, никакая личная эгоцентричность не сравнится с тем, что мы называем любовью, а собственно, андрогинная пара, которая обрела единение мужского и женского начала, и строится на этом. Вот и в спектакле мы видим процесс того, как тяжело люди приходят к этому единению.
Порой бывает сложно всё это идентифицировать и принять. И, возможно, зритель, будто бы подсмотрев в окошко, через призму спектакля сможет для себя почерпнуть необходимое.
Конечно, мы на это и надеемся. Тем более, что сейчас, насколько я понимаю, основной вопрос двух встречающихся молодых людей – это составить некий «список неприкосновенностей». Вот, мол, моя кровать, а это твоя. Я знаю случай, когда люди начинали отношения не с того, что «я тебя люблю», а с того, чтобы озвучить взаимные списки того, что можно делать, чего пассия не может запретить делать ни при каких обстоятельствах, чего нельзя. Хочется сказать: ребята, лучше расходитесь сразу. Если начало положено с этого, то это повод серьёзно задуматься. Неслучайно сейчас, по статистике, самые стабильные браки – это браки по расчёту, где всё понятно, где нет любви.
А у нас история идеалистическая, от части, мифологическая, потому что, повторюсь, этот «свидетель», герой Ивана Оганесяна, который пытается направить, что-то по-своему объяснить – с одной стороны, будто бы и не человек вовсе. Неслучайно в пьесе возникает и Платон: «люди совершенно не осознают мощи любви, ибо если бы они осознавали, люди воздвигли бы ей величайший храм и алтари, приносили жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя всё это следует делать в первую очередь».
Поэтому я лично хорошо понимаю героя Ивана. Ни бизнес, ни деньги… Нет ничего сильнее притяжения мужчины и женщины. Не существует просто. А чтобы стать единым целым, нужно стать похожим. Противоположности должны стать похожи. То есть моё желание делать что-то для любимого человека делает меня похожим, потому что я пытаюсь удовлетворить желание. Например, девушка звонит и говорит: «Любимый, я сейчас еду на встречу, ты бы не мог туда подъехать тоже», а он отвечает «Я уже тут». Он сам ещё не там, но он уже всё бросил и едет. Не важно какие дела, но он едет к ней.
А сейчас многие как раз-таки скажут, что вот дела, и не приедут…
Да, это точно. Вот ещё история. К человеку, который верит в любовь, пришли двое влюбленных с одной проблемой, что не могут удержать отношения. И он спрашивает у молодого человека:
- Вот ты, когда её встретил, чего больше в жизни хотел?
- Держать ее за руку.
- Так, а чего отпустил? Просто возьми её снова за руку и держи.
У пары из нашего спектакля ещё проблема: они не могут даже взглянуть друга на друга с другой стороны, чтобы понять боль каждого. Не слышат друг друга, прикрываясь каким-то договорными ролями. Мол, он зарабатывает деньги, как мужчина идеальный, хочет жениться, он ей не изменяет, но он её совсем не слышит. Она, получается, хоть живёт с мужчиной-идеалом, и он это, к слову, ощущает, но между ними пропасть и территория зелёной тоски. Есть в пьесе момент такой: «вы же не по любви женитесь, а в вашем случае – от скуки».
Поэтому ещё раз убеждаешься, что всё в жизни не случайно. Если возник такой человек, «свидетель», такая ситуация, значит для того, чтобы остановиться, задуматься, всё ли правильно я делаю.
Именно так. Мы, правда, немного боимся, что количество «серьёзных разговоров» после нашего спектакля сразу возрастёт. Но мы хотим совсем другой посыл, чтобы люди встряхнулись, почуяли друг друга. Именно так. Мы искали это слово и нашли. Не чувствуйте, а именно – чуйте.
А как эту чуйку, чувственность и нежность не потерять в аврале ежедневной суеты?
Как раз-таки наш таинственный персонаж и рассказывает свои откровенные истории, которые непонятно были в итоге или нет. Они у него чётко вписаны в систему ответа на их насущные вопросы. То есть он отвечает метафорами, не учит их в лоб, а рассказывает истории, через которые можно почерпнуть важное. На все их «такого не бывает» у него есть своя история. И зритель через них получает ответы и на свои вопросы. Как в пьесе: «перед алтарём любви дела смиренно ждут». Именно героиня Ольги Арнтгольц, Наташа, говорит, что «надо выходить замуж не за того, с кем можно жить, а за того, без кого жить нельзя».
Поэтому пара за минимальный промежуток времени проживает колоссальную психологическую вертикаль. Они меняются из одного состояния в другое. Динамика безумная. Полностью меняется и Наташа, и герой Андрея Чадова, Олег, а в конце – открытый финал. Будут ли они вместе или нет? Непонятно. Мы понимаем, что они пошли попытаться что-то сделать, но они так встряхнули себя, что пришли к состоянию точки нулевого отсчёта.
Как сказала героиня, что она заново родилась в тот момент.
Да, заново. Убрав при этом скуку. Мне кажется, это очень важно. Вообще, я когда прочитал эту пьесу, я подумал, что это просто про меня. Я настолько в это верю, настолько это мои мысли… Почему я ещё так сразу согласился на постановку. Здесь есть место и юмору, и иронии, и сарказму, и доброте, и, безусловно, трогательности и драме. Зрители в один момент зальются смехом, а потом слезами. Только так. Я не люблю в театре кино. Мой учитель Пётр Наумович Фоменко всё время говорил: «Полетайте!», «В прозе ищите стихе, в стихах – прозу». У него было классное выражение – «Играйте неправильно». Это всегда интересно. Поэтому мы и играем «неправильно».
Расскажите, пожалуйста, поподробнее про исполнителей главных ролей.
Актёрский состав – это вторая составляющая моего решения сделать этот спектакль. Это, конечно же, Иван Оганесян, которого я прекрасно знаю и работал не в одном проекте. Он тоже «фоменковский». Это замечательные Ольга Арнтгольц и Андрей Чадов. С ними, правда, я раньше не работал. Но с первой репетиции, буквально с первых трёх озвученных слов, мне стало понятно, что мы в одном русле, мы понимаем друг друга с полуслова. У них и у меня зажглись глаза, и мы полетели. И главное, летим. Поэтому все артисты умные, тонкие, слышащие, идущие на эксперимент, идущие к идее. У нас у всех будто бы есть миссия, сделать этот спектакль, и мне это очень нравится.
Основной мотивацией для прихода зрителей на этот спектакль будет, получается, жажда настоящей любви.
А покажите, кто этого не хочет. Все хотят найти настоящую любовь. И те, кто говорят, что не хочет, обманывают. Все этого хотят.
Театр «Миллениум»
Оставить отзыв