Яркие краски «Мельпомены»

25.03.2019

Отшумела XVI «Мельпомена», насмотрелось спектаклей уважаемое жюри, итоги подведены, награды нашли своих владельцев. Что же интересного было на фестивале? Какие достижения у донских театров за прошлый год?

Cтановится доброй традицией то, что «легенда российской сцены» Марк Розовский ставит спектакли в Ростовском государственном музыкальном театре. После шоу «Звуки мюзикла» – «Шерлок Холмс и пляшущие человечки». Вначале было либретто, написанное Марком Григорьевичем, а композитора нашли в Ростове. Это сам Игорь Левин!

На этом мюзикле зал всегда полон. Занимательная детективная интрига, шикарные костюмы, любимые артисты­вокалисты в неожиданных ролях… Замечательный визуальный ряд, для создания которого использовано современное проекционное и световое оборудование. Мы попадаем в конандойловскую старую Англию. Отточенные танцевальные номера радуют глаз, особенно ожившие «пляшущие человечки». Спектакль пересыпан чисто английским юмором. Зал хохочет над такими диалогами:

– Кто это поет?

– Овсянка, сэр.

– А почему она поет?

– Птица, сэр.

Наверное, будем ожидать третьего появления Розовского в Ростове!

А в Ростовском­на­Дону академическом молодежном театре спектакль, представленный на фестивале, поставил режиссер из Санкт­Петербурга Александр Баргман. Ростовский зритель помнит и любит этого режиссера с его первой работы здесь – «Кьорджинские перепалки» Карло Гольдони. И вот теперь – «Амадей» по пьесе английского драматурга Питера Шеффера.

Молодой талантливый композитор Вольфганг Амадей Моцарт приезжает в Вену в поисках славы, но австрийская публика увлечена не им. Прославленный маэстро Сальери – властитель дум и любимец императора – всегда оказывается на шаг впереди. История отношений двух композиторов и сегодня остается загадкой: на смертном одре Антонио Сальери признается в том, что отравил гениального Моцарта, но было ли это на самом деле?

Хорош актерский дуэт: Евгений Овчинников (Моцарт) и Сергей Беланов (Сальери). Простодушный, открытый Моцарт и снедаемый завистью Сальери. Спектакль удивляет, ведь режиссура Баргмана, как всегда, неожиданна и затейлива.

Ростовский государственный театр кукол имени В.С. Былкова показал на «Мельпомене» спектакль «Маугли» Редьярда Киплинга (по пьесе Нины Гернет). «Закон джунглей» – этот фразеологизм означает, что каждый сам за себя, что всегда побеждает сильнейший. О том ли спектакль? Вот как режиссеры­постановщики Андрей Крат и Елена Кушнаренко обозначают главные линии «Маугли».

Первая – что хотя в мире непрерывной борьбы за существование и побеждает сильнейший, но эта сила может быть и не обязательно физической. Это может быть и сила разума. Киплинг считал, что природа нуждается в человеке. Инстинкт должен направляться разумом, носителем которого является человек. А союз разума и инстинкта рождает особую силу, которая превращает Маугли во властелина джунглей.

Вторая линия – ожидание матери. Мессуа вознаграждена за верность, сын возвращается к ней. Понимаешь, что материнская любовь охраняет Маугли от гибели среди враждебного ему мира джунглей.

И третья – друзья, которые всегда рядом. То есть один в джунглях не воин, человек силен дружбой. Друзья не раз спасают Маугли, попавшего в трудные обстоятельства. С неослабевающим интересом следит зритель за тем, как мудрый вождь стаи волков Акела, смелая пантера Багира, старый медведь Балу спасают Маугли от клыков тигра Шерхана.

Эстетика индийского кино с самого начала спектакля захватывает зрителей. Перед занавесом танцуют индийские девушки, а когда занавес открывается, перед нами предстает живая картина джунглей. Театр постарался, чтобы получилось зрелище, которое будет интересно как юным зрителям, так и взрослым.

Спектакль «Метод» по пьесе испанского драматурга Жорди Гальсерана показал на фестивале Таганрогский ордена «Знак Почета» театр имени А.П. Чехова. Поставил его режиссер Вологодского драматического театра Зураб Нанобашвили.

«Шоковое собеседование» – так определен жанр спектакля. Зрители сидят на сцене с трех сторон квадратного манежа, где и развернется действие. Здесь кандидаты на вожделенную должность ожидают собеседования. 

Актерский ансамбль безупречен (Сергей Герт, Татьяна Шабалдас, Валерий Корчанов, Игорь Перунов), а финал – ошеломляющ. Шок воистину, как и обещано!

В основу комедии «Страсти в стиле НЭП», которую показал на фестивале Шахтинский драматический театр, легли произведения Михаила Зощенко и Аркадия Аверченко.

Режиссер­постановщик и автор сценической редакции Роман Родницкий дал произведениям писателей­сатириков захватывающее сценическое воплощение. НЭП в названии спектакля – это не только новая экономическая политика, но и по задумке режиссера «Невероятное Эксцентричное Представление». При этом пьесы Аверченко погружены в эпоху 20­х годов. Так они стали еще более остры и актуальны.

Артисты, занятые в спектакле (Валентина Родницкая, Светлана Гаврилова, Алексей Стальнов, Никита Сотчев) играют по нескольку о ролей, интересно наблюдать за их перевоплощением. В яркой, необычной, эксцентричной форме показано давно ушедшее время, прошедшая жизнь. А зрителю кажется, что это о нас, теперешних. Ведь сущность человека не слишком меняется.

Самый молодой профессиональный театр Ростовской области – это Волгодонский молодежный драматический театр, ему чуть более года. Это его первое участие в «Мельпомене». Первое, но запоминающееся. Был показан спектакль «Дураки» по пьесе американского драматурга Нила Саймона.

Жанр – «неправдоподобная история». В начале прошлого века в небольшую деревеньку Куличовку на Западной Украине приезжает молодой учитель Леон. Ему непонятны странноватые жители деревни. Режиссер Александр Федоров переносит действие пьесы в сумасшедший дом. Здесь и стены, обитые матрасами, и псевдобольничная одежда. Возникает и любовная линия (Леон и Софья). Любовь преображает жителей деревни, снимает с них заклятие ненормальности.

Коллектив театра полон энтузиазма, спектаклям волгодонцев присущ вкус и сценическая культура. Пожелаем молодому театру счастливого будущего!

Были на «Мельпомене» и два чеховских спектакля. Это «Три сестры», поставленные в Ростовском академическом театре драмы имени Максима Горького и «Вишневый сад» в постановке Донского театра драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (Казачьем драматическом театре, г. Новочеркасск). Но об этом хочется поговорить в следующих номерах журнала.

Алексей Климашевский

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв