Великий кукольник

10.07.2018

7 ноября прошлого года исполнилось бы 80 лет народному артисту России, профессору Владимиру Сергеевичу Былкову (1937­2004). Его имя носит Ростовский государственный театр кукол (присвоено в 2011 году), живут многие его спектакли, память о нем сохраняется в воспоминаниях и душах тех, кто с ним работал и общался.

Что остается после ухода человека из жизни? Память о нем, его дело, его дети, его книги… Незадолго до своей кончины Владимир Сергеевич успел дописать книгу – «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера» («РостИздат», 2004). Вот начало его воспоминаний:

«Пришел я в этот мир, чтобы совершать добрые дела и поступки. Это предназначение Бог дал каждому родившемуся человеку. Хотя многие этого не знают и не догадываются, а многие живут, или, скорее, существуют, не принося пользы ни себе, ни ближнему.

Все началось с того, что я родился на два месяца раньше, чем определено природой. Родился хилым, семимесячным «недоноском». В страшном 1937 году. 7­го Ноября.

Хочу заметить, что цифра «7» будет меня преследовать всю мою жизнь. К этому я возвращусь чуть ниже.

Родился я, на счастье или на беду, никто, кроме Бога, не знает; мать моя – дочь своего отца Ушакова – Татьяна Васильевна, отец ее Василий был близким родственником Федору Ушакову, близкие связи тогда поддерживать было опасно, да, наверное, все это было пустым делом.

Родился в известном роддоме № 7 г. Читы, проживал по ул. Чкалова, 172.

Забытый Богом степной край, пыль, песок, сопки и тайга… Даурские степи, ковыль, казаки… Какие красивые казаки: все в форме, с шашками, в папахах, лошади со сбруями и роскошными седлами. Я всегда любовался выправкой казаков, их дисциплинированностью.

Имел ли я к роду казаков какое­либо отношение? Не знаю! И врать не хочу! Но чувствую в себе выправку, дисциплину, характер и любовь к лошади и степному простору, воле! По душе и поступкам я – казак!

Фамилия моя – Былков – происходит от болгарского слова «билка», то бишь лечебная сушеная трава, а мне моя фамилия напоминала, и казалось, что происходит от былинных сказов или сказок, и исходит от исконно русского народного фольклора. «Жил­был» звучит фамилия очень загадочно и гордо, свободно, вольно, как казачество, казак! Главное – воля! Имя поистине русское: Владимир – в переводе со старославянского, «владеть миром». Это мне в трудную минуту льстит и помогает. А если серьезно? Большую часть своей жизни я прожил на Дону и считаю себя донским жителем, ростовчанином. Хотя судьба меня забрасывала и во Владикавказ, где я работал после ГИТИСа им. Луначарского главным режиссером театра кукол «Саби» («Малыш») (сам, кстати, название театра придумал и перевел), и учился в Москве, и служил во Владивостоке, но лучше Донского края и города Ростова­на­Дону не мог найти и мне не было так нигде хорошо, как на просторах лазоревого края».

Судьба выковала из Владимира Сергеевича мужественного и интеллигентного, безгранично любящего свою профессию человека. Работа актером­кукловодом в Читинском областном театре кукол совместно с обучением в училище культуры, суровая служба в военно­морском флоте, успешная сдача экзаменов в самый престижный театральный вуз страны – Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского. Учеба у великих преподавателей – Алексея Дмитриевича Попова, Марии Осиповны Кнебель, Сергея Владимировича Образцова.

По окончании ГИТИСа Владимир Сергеевич Былков был направлен главным режиссером театра кукол Северной Осетии «Саби» (Владикавказ). На фестиваль кукольников в Волгоград молодой главный режиссер привез спектакль «Иван­царевич и Серый волк». Тогдашний директор Ростовского государственного театра кукол Александр Николаевич Калиновский был удивлен и покорен увиденным спектаклем. И, пригласив Владимира Былкова на постановку в Ростов, уже больше никуда не отпускал.

Ростовские театралы помнят появление Былкова в 1968 году – как свежий ветер, как гений с новыми идеями, со своим характером, взглядами, достоинством, устремлениями.

Первые ростовские постановки Владимира Сергеевича произвели сенсацию в театральной жизни города – о них говорили, их ругали, ими восторгались. А на спектаклях для взрослых «Клоп», «Божественная комедия», «Чертова мельница», «Влюбленные боги», «Прелестная Галатея» разгоняли нарядами конной милиции желающих попасть в театр.

Особое значение В.С. Былков придавал пропаганде донского искусства, осуществив проникновенно­трогательные постановки по произведениям Михаила Александровича Шолохова «Жеребенок», Петра Васильевича Лебеденко «Сказки Тихого Дона», Антона Павловича Чехова «Каштанка».

Потом были другие талантливые, яркие, философски­мудрые, зрелищно­захватывающие, увлекательные спектакли, их поставлено более 150. Но все спектакли объединяет одно — бесспорный талант режиссера, работа с лучшей мировой классической литературой и вечный поиск.

Каждый спектакль В.С. Былкова – нравственный урок Добра. И режиссер вел с юными зрителями взрослый разговор о главных жизненных ценностях, о нравственных идеалах, задавая работу детской душе. На его спектаклях выросло не одно поколение зрителей, которые задумывались о борьбе Добра и Зла, о Любви и Красоте, научились сострадать, понимать боль другого, помогать ближнему, любить.

В 1972 году молодой режиссер Былков организовал 1­й фестиваль кукольников Северного Кавказа, горя желанием обменяться опытом, привлечь лучшие творческие силы для становления и развития театра, вобрать то лучшее, чем богат Северо­Кавказский регион. Театр и сейчас готов претворить в жизнь идею Владимира Сергеевича о проведении благотворительной, миротворческой акции «Мир театра кукол – детям Кавказа».

35 лет он руководил театром. Оба его сына – старший Игорь (1961­2016) и младший Андрей – тоже заболели кукольным театром. Андрей Владимирович и подхватил дело отца, стал художественным руководителем после его безвременного ухода. А Игорь Владимирович всегда был рядом, работал и помощником художественного руководителя по труппе, и заместителем директора, и заведующим постановочной частью – обеспечивал технические тылы для творческой работы театра. Сыновья и весь коллектив театра кукол, как дружная и любящая семья, продолжили дело Отца, Учителя, Мастера.

Владимиру Сергеевичу принадлежит заметная роль в деле благотворительности, он являлся инициатором бесплатных спектаклей для детей­сирот, школ­интернатов, детских домов. Был членом Российского центра УНИМа (Международного союза деятелей театра кукол), бессменным заместителем председателя правления Ростовского отделения Союза театральных деятелей России.

В.С. Былкову в 1983 году было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР», а в 1992 – «Народный артист России». В 2000 году ему была вручена медаль ордена «За заслуги перед Отечеством».

Профессор, Мастер сделал несколько выпусков актеров­кукольников Ростовского училища искусств и Ростовского филиала Санкт­Петербургского государственного университета культуры и искусств. Он всегда призывал учиться и сам никогда не стеснялся этого. Уже будучи профессором, успешно закончил вуз по специальности «менеджмент» для дальнейшего успешного развития театра в новых социально­экономических условиях.

На гастролях в Ирландии консул России спросил у Владимира Сергеевича: «Неужели есть такой потрясающий театр кукол?» А ведь есть! Благодаря В.С. Былкову театр неоднократно гастролировал по городам России и ближнего зарубежья: Донецк, Харьков, Киев, Москва, Краснодар, Ставрополь, Владикавказ, Кишинев, Нальчик, Кисловодск, Ереван… Также ростовские кукольники показывали свои спектакли и в дальнем зарубежье: Хельсинки и Каяни (Финляндия), Дублин (Ирландия), Глазго и Лондон (Великобритания), Бонн, Берлин, Дортмунд, Франкфурт­на­Майне (Германия), Лодзь, Ломже, Варшава (Польша), Ла­Валетта (Мальта).

О многом говорят слова председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации, народного артиста России Александра Александровича Калягина:

«В.С. Былков сочетал в себе тягу к поиску новых театральных решений с редкой преданностью кукле. Порой в его спектаклях возникали самые неожиданные сценические формы. Он не чуждался эксперимента и чувствовал веяния современного театра, но главным для него всегда оставалась верность лучшим традициям советского и российского театра кукол. Возможно, сегодня для кукольника это наиболее серьезная похвала. Бережное отношение к профессии, традициям – качества, ставшие в наши дни почти уникальными, именно ими обладал Владимир Сергеевич.

Он был не только высокопрофессиональным режиссером, но признанным лидером, настоящим руководителем театра, удачно соединяя в себе творческое начало с даром рачительного и заботливого хозяина. Кроме того, он был настоящим педагогом и воспитал не одно поколение молодых артистов».

А вот воспоминания тех артистов, кто работал с Владимиром Сергеевичем долгие годы. Вспоминает Лариса Федоровна Кишко:

«В 1970 году по приглашению В.С. Былкова я приехала в Ростов после окончания Саратовского театрального училища. И с тех пор служу в театре, из них 34 года под руководством Владимира Сергеевича. Он был неординарным человеком, тонко чувствующим и, как режиссер, способным разглядеть в актере большие возможности. Он и сам был прекрасным актером! На репетициях он зажигал исполнителей своими идеями, часто экспериментировал. Именно поэтому каждый его спектакль был необычен и очень интересен как для зрителей, так и для актеров. Как человек и руководитель он всегда был внимателен к людям, служащим в его театре».

А вот что говорит заслуженный артист России Александр Дмитриевич Василенко:

«Владимир Сергеевич позвал меня на работу в театр кукол в 1975 году. Но знал я его еще с 1970 года, когда поступил в Ростовское училище искусств на специальность «артист драматического театра». А параллельно с нами Владимир Сергеевич вел курс актеров­кукольников, я часто приходил в театр кукол на спектакли. Поэтому с радостью принял его приглашение и никогда не пожалел об этом – ведь благодаря ему я стал настоящим актером. Мне нравилось, что Владимир Сергеевич не боялся экспериментов – например, впервые ввел в спектаклях нашего театра кукол «живой план». Это новшество было в диковинку для опытных артистов, привыкших работать за ширмой.

В конце жизни Владимир Сергеевич написал прекрасную книгу, которая сейчас является библиографической редкостью – «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера». Это театральные мемуары, его заметки, мысли… Он был человеком раскрепощенным, с уникальным чувством юмора. Его душа, его дух живут в театре. И все поколения кукольников, работающих сейчас в театре, бережно хранят память о Владимире Сергеевиче Былкове и следуют традициям, заложенным Великим Мастером».

Да, книга В.С. Былкова «Ортодоксальные заметки провинциального режиссера» поистине уникальна. Вот какую оценку дает ей корреспондент газеты «Аргументы и Факты»:

«Это именно заметки, нечто свободное по жанру и форме, где, однако, есть место и рассказу о жизненном и творческом пути автора, и вполне серьезным мыслям об искусстве театра, и диалогу с театральной критикой, и неслабому юмору, приправленному временами терпким словцом, и почти капустническим байкам.

Но главное, по­моему, – на страницах книги точно и тонко запечатлена атмосфера бытования провинциальной богемы – удивительного человеческого сообщества, не похожего ни на какое иное. Портреты земляков­фигурантов – актеров, режиссеров, музыкантов, художников, литераторов, а также партийных деятелей, пытавшихся руководить всем этим хлопотливым хозяйством, – впечатляюще колоритны и почему­то вызывают здоровое чувство ностальгии по­нашему, так сказать, неоднозначному прошлому – последней трети ушедшего века».

В финале книги Владимир Сергеевич ставит ряд вопросов, и сам же на них отвечает:

«Люблю ли я театр, как любил его К.С. Станиславский?

Я всегда боялся театра, ненавидел выбранную мною профессию, настороженно относился к актерской профессии, которая мне казалась зависимой и делающей человека ущербным, не самостоятельным, за некоторым исключением, с очень развитым больным чувством «самодостаточности», гордыни и апломба. Особенно опасны актеры не самореализованные – это очень странный тип человеческого продукта: они лишены личностных качеств, они заштампованы, придуманы, на них на всех надеты те или иные маски, с которыми они сжились, которые стали частью их личностных качеств.

Кем бы я сегодня предпочел стать, если бы все начать с первых шагов своей жизни?

Несмотря на мое скептическое отношение к театру, к актерской профессии, к делу, которым занимаюсь всю сознательную жизнь, к выбранной профессии, я утвердительно, без колебаний, отвечаю: я стал бы тем, кем я являюсь сегодня. Менять и перекраивать свою непростую, усыпанную терниями жизнь, не собираюсь. Ведь это моя и только моя жизнь, это состояние моей души, способ мышления, существования, это мое философское осмысление жизни. Она неповторима, и непохожа ни на чью другую, как отпечатки пальцев.

На каком уровне находится развитие театра кукол?

Мы давно изучили азбуку театра кукол, научились произносить буквы и складывать слоги, а слоги – в слова, слова – в предложения. Но произносимые нами фразы лишены подчас всякого смысла, метафоричности, философского осмысления жизни, подтекста, второго плана, образности. Мы долгое время увлекались тем, как «покрасивше», изощреннее состряпать, выпалить ту или иную фразу, не задумываясь о последствиях. Мы не достигли в создании спектаклей такой гармонии, при которой форма становилась бы содержанием, а содержание – формой.

Кем является сегодня педагог, занимающийся подготовкой актеров театра кукол?

Подготовка и обучение актеров для театров кукол – это прежде всего насущная необходимость. Я сравниваю профессионального педагога с золотоискателями и старателями, которые перемывают тонны песка и руды, чтобы найти золотое зернышко. Сегодня на периферии все труднее и труднее добывать золотые зерна, многие абитуриенты стараются попробовать свои силы в столичных вузах. А в периферийные вузы все меньше поступает талантливой молодежи, а идут те, кто не прошел в столице, и те, которые понимают, что их там не ждут. Все больше поступает к нам молодежи с потухшими глазами, равнодушные, малоинтересующиеся театром кукол и профессией актера­кукловода. Вот и приходится «вступать в брак по расчету», а из того брака ничего хорошего ожидать не приходится.

Что есть для меня государство?

Государство – это я сам, это мы с Вами: мы его делаем, мы его создаем. Я – честный политик, я так думаю и так я и управляю своими мыслями, и поступки мои не расходятся со словами. Если я не трус, не лжец, значит, и мое государство является таковым.

Японцы говорят: «Не придумывай себе иллюзий – не будет у тебя проблем». Везде одно и то же: в провинции и в столице. Эту истину я открыл еще в юные годы. Где бы ты ни жил, ни учился, ни работал и ни родился – в селе, в столице, в захудалой провинции – ты гордишься тем местом, где тебя создали и благословили родители, лучше этого места нет нигде. Главное, что ты живешь и есть это желание. Где – это уже второе дело. Все на этом свете кончается так, как тебе определено Богом и судьбой, поэтому живи и не занудствуй, и забудь о том, что нас ждет, посмотри иронично и философски на то, что тебя окружает».

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв