Дягилев Кирилл Сергеевич
16.02.2024
Не первый год художественным руководителем лаборатории стал ведущий театральный критик, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска» и фестивальный демиург - Олег Лоевский. Он принимал участие в формировании афиши лаборатории, выбирал режиссёров, помогал им определиться с материалом и проводил обсуждения эскизов со зрителями.
«В этом году мы решили заняться школьной программой, потому что мы прекрасно знаем, что дети очень мало читают, и посредством театра знакомить их с великой русской литературой нам кажется очень важно и очень почетно. Исследование русской классики бесконечно, потому что она затрагивает огромное количество тем нашей повседневной жизни, и мы всегда сверяемся с классикой, понимаем себя и понимаем время, в котором мы живем», – отметил перед стартом лаборатории Олег Лоевский.
В сжатые сроки режиссёры, актерский состав, специалисты театральных цехов, ставили четыре эскиза, исследовали, искали новые формы, неординарные решения, которые позволили зрителям под новым и неожиданным ракурсом взглянуть, прочесть тексты русских классиков.
11, 12 февраля прошли показы и обсуждение следующих режиссёрских работ:
- «Чайка» (16+) по пьесе Антона Чехова (режиссёр Тимур Насиров);
- «Белые ночи» (12+) по повести Фёдора Достоевского (режиссёр Сюзанна Классеп);
- «Дама с собачкой» (16+) по рассказу Антона Чехова (режиссёр Ирина Васильева);
- «Иван Фёдорович Шпонька и его тетушка» (16+) по повести Николая Гоголя (режиссёр Наталья Шурганова).
Первый из них по повести Федора Михайловича Достоевского «Белые ночи» создала молодой режиссер Сюзанна Классеп. Она впервые работает с труппой прокопьевского театра. Для воплощения своего замысла она выбрала площадку под большой сценой, чтобы зрители почувствовали атмосферу старого Питера.
«Прежде всего - о людях уязвимых, тонких, странных, не успевших вырасти. На них стоит обратить внимание и смотреть с любовью, как Ф.М. Достоевский. У него есть несколько работ, в которых совершенно потрясающий язык. Писатель подбирает такие слова и строит предложения таким образом, что читатель понимает, как автор нежно относится к человеку, каким бы он ни был. В произведениях Федора Михайловича чувствуется христианская философия.», -делится впечатлениями режиссер Сюзанна Классеп
Тимур Насиров известный режиссер, который много поставил и в России, решил поискать скрытый смысл пьесы Антона Чехова «Чайка». В результате постановка ошеломила своей насыщенностью и яркостью. Оба эскиза погрузили зрителей в вечные темы любви и свободы, верности и измены, наивности и поиска заветной мечты.
«Я смотрел на работу режиссёра Тимура Насирова не со стороны сценических решений, а со стороны психологии. Я наблюдал за мимикой, за существованием самих артистов. Я смотрел то, как они себя ведут. Само произведение Чехова «Чайка» я не читал, к сожалению, но этот эскиз подтолкнул меня в ближайшее время прочесть. Считаю, что этот эскиз должен перерасти в полноценный спектакль и пополнить афишу нашего театра!», - отмечает Дмитрий Булыгин зритель.
Второй день показов подарил зрителям не менее интересные и неординарные эскизы. Ирина Васильева ученица выдающегося мастера Сергея Васильевича Женовача за неделю работы вместе с артистами Прокопьевской драмы создала камерную и пронзительную историю «Дама с собачкой» по рассказу Антона Чехова.
Наталья Шурганова представила динамичный эскиз по повести Николая Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка». Зрители на одном дыхании смотрели эскиз и смеялись от души над колоритными персонажами и открытым финалом, который гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
После каждого эскиза прошло традиционное обсуждение со зрителями и авторитетными театральными критиками Марией Кожиной и Александриной Шаклеевой.
«Я должна сказать, что в принципе формат лаборатории, которая даёт возможность режиссёрам, очень многое попробовать. И поэтому где-то у них что-то получается, где-то у них не получается. И, конечно, получилось у них или нет, всё равно каждый решает самостоятельно. И мне кажется, что в этом и прелесть театра, что это очень субъективная история.
Лаборатория — это возможность получить профессиональный опыт для всех участников этого процесса. Зрители также получают свой опыт, потому что за два дня они могут посмотреть много эскизов по разным произведениям русских классиков. В вашем случае это вполне успешная история. Главное же процесс. А видно, что всем было работать приятно, весело и интересно. И мне кажется, это главное!», - отмечает театральный критик Александрина Шаклеева.
Итогом обсуждения стало голосование: «Оставить как есть», «Доработать», «Забыть, как страшный сон» и это позволило понять, что нужно сегодняшнему зрителю, какие проблемы и жизненные вопросы его волнуют и на какие темы ему хочется отзываться и размышлять.
И вот как распределились голоса по итогам лаборатории:
«Белые ночи», режиссёр Сюзанна Классеп:
Оставить как есть: 29%
Доработать: 57%
Забыть как страшный сон: 14%
«Чайка», режиссёр Тимур Насиров:
Оставить как есть: 58%
Доработать: 42 %
Забыть как страшный сон: 0%
«Дама с собачкой», режиссер Ирина Васильева:
Оставить как есть: 67%
Доработать: 32%
Забыть как страшный сон: 1%
«Иван Федорович Шпонька и его тетушка», режиссер Наталья Шурганова
Оставить как есть: 49 %
Доработать: 51%
Забыть как страшный сон: 0%
Театральная лаборатория «Эксперимент 123» долгие годы остается стартовой площадкой для многих спектаклей Прокопьевского Ленкома, а значит можно ждать пополнения афиши театра новыми спектаклями.
И это прекрасная новость для ценителей театрального искусства!
ГАУК «ПРОКОПЬЕВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР им. ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА»
Оставить отзыв