Алексей Климашевский
12 (2019)
Обращение ростовских кукольников к этим сказкам не случайно. Ведь русский фольклор – кладезь мудрости и чистоты. Театр сделал зримыми картины шедевров русской литературы. И хочется процитировать бессмертные слова Пушкина: «Там русский дух… там Русью пахнет!»
Выдающийся советский педагог Василий Сухомлинский писал: «Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь как определенную ступень человеческого мышления и речи».
Пушкин несколько лет писал свою «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В ней счастливо соединились два фольклорных сюжета. Первый – о невинно гонимой жене, второй – о вещей деве, способствующей победе своего суженого. Пушкинисты считают, что впервые сказку, в которой фигурировал царь Салтан, Александр Сергеевич услышал от своей няни, Арины Родионовны.
Поэма Пушкина – это вольная обработка русской народной сказки «По колени ноги в золоте, по локоть руки в серебре», записанной Александром Афанасьевым. Там тоже фигурируют оклеветанная мать и чудесный сын. А волшебный образ царевны Лебедь восходит к образу Василисы Премудрой.
В спектакль ростовских кукольников введены два Скомороха (Елена Кушнаренко и Олег Певцов), которые работают «в живом плане». Сначала они показывают интермедию перед занавесом, а потом на протяжении всего спектакля комментируют и ведут действие. А еще, с куклами в руках, начинают показ представления, которое затем перемещается на ширму. И куклы будут появляться в руках Скоморохов не раз на протяжении всего спектакля.
Режиссеры-постановщики Елена Кушнаренко и Андрей Крат сделали все для того, чтобы получилось яркое, захватывающее зрелище. Адрес спектакля достаточно широк: дети после увиденного захотят прочитать пушкинский текст. А взрослые, ностальгируя, – перечитать великую поэму- сказку.
Художественное оформление «Сказки о царе Салтане» роскошно, даже помпезно. Для каждой сцены выполнены особые декорации, это просто пиршество для глаз (художник-постановщик Элеонора Корниенко). В декорации включены и экранные видеопроекции.
Одним из главных компонентов спектакля является музыка (композитор Михаил Фуксман). Она и создает настроение каждой сцены, и ведет действие. Конструкция спектакля выстраивается в согласии со звучащей музыкой.
Артисты-кукловоды, виртуозно управляя тростевыми куклами, оживляют персонажей пушкинской сказки. В центральных ролях – заслуженный артист России Александр Василенко (Царь Салтан), Елена Кушнаренко (Царица), Олег Певцов (Князь Гвидон), Мария Трудкова (Царевна Лебедь). А еще в спектакле (кукольном!) прекрасно поставлены танцы (балетмейстеры – Мария и Алексей Череп).
Как пишет Сергей Тимофеевич Аксаков в предисловии к «Аленькому цветочку», эта сказка записана со слов ключницы Пелагеи, «которая была великая мастерица сказывать сказки и которую даже покойный дедушка любил слушать». Записанный текст был обработан автором в стилистике народного напевного сказа.
Но и до Аксакова были обращения к этому популярному сюжету. Мы знаем аналоги сказок по сюжету «Красавица и чудовище» в разных странах и эпохах. Но аксаковская – истинно русская.
Аленький цветочек в этой волшебной сказке олицетворяет сердце заколдованного принца, пребывающего под заклятием в облике чудища. А купец, сорвав этот цветок для своей младшей дочери, похитил сердце принца. Аленький цветочек – это символ любви юноши и девушки, которые самой судьбой предназначены друг другу.
Для постановки спектакля театр кукол обратился к проверенной временем инсценировке Ирины Карнауховой и Леонида Браусевича. В ней в сюжет вплетаются такие фольклорные персонажи, как Баба Яга, Леший и Кикимора.
Режиссеры-постановщики Олег Радченко и Елена Кушнаренко бережно подошли и к первоисточнику, и к инсценировке. Получился яркий, романтический спектакль о чуде любви, о готовности к самопожертвованию.
В «Аленьком цветочке» по драматической линии детально разработана каждая роль, каждая сцена. Куклы в основном тростевые. Запоминаются все персонажи, но особенно Аленушка (Елена Кушнаренко), Чудище (Олег Певцов), Купец (заслуженный артист России Александр Василенко), Баба Яга (Елена Грачева). Полной неожиданностью становится появление в финале «в живом плане» расколдованного Принца (Михаил Варфоломеев) и Аленушки (Ксения Филатова), одетых в нарядные костюмы.
Интересны не только декорации, но и визуальные эффекты видеопроекций. И, конечно, музыка, ставшая полноправным, если не главным, участником спектакля (композитор Михаил Фуксман).
Увидев две осенние премьеры ростовских кукольников, вновь хочется процитировать Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!»
Оставить отзыв