Секрет счастья

18.12.2023

Сцена из спектакля
Сцена из спектакля
В Златоустовском государственном драматическом театре «Омнибус» состоялась премьера трагикомедии в 2-х действиях «Райские птички» по пьесе Валентины Аслановой.  С творчеством этого драматурга, заслуженной артистки России и Азербайджана, златоустовский зритель уже знаком: по ее пьесе на малой сцене театра в течение 12 лет шел спектакль «Дамское танго», пользуясь неизменной любовью зрителей. И вот второе обращение к драматургии Валентины Аслановой, причем, театру доверено право первой постановки.

Новая работа, по словам режиссера-постановщика, главного режиссера театра, заслуженного деятеля искусств РФ Бориса Горбачевского «история про женское одиночество. Все женщины мечтают о любви, хотят иметь семью, детей, но не всегда их мечты сбываются в силу разных жизненных обстоятельств. И так случилось, что героини пьесы встречаются в травматологическом отделении больницы. И у каждой в жизни своя драматическая история. Когда же подходит время к выписке, они не хотят расставаться, ведь отношения у них сложились, как у родных сестер. И так хочется сохранить этот уютный хрупкий мир!.. Одна из главных тем новой работы – бережное отношение к женщине, матери, хранительнице очага…». Над сценографией спектакля работал заслуженный работник культуры РФ, заслуженный деятель искусств РБ Виктор Хлыбов (г. Уфа).

… На сцене антураж больничной палаты. Утро. Поочередно, на каждой прикроватной тумбочке начинают звонить будильники. Так начинается эта история, на протяжении которой мы, зрители, станем свидетелями больничных будней, в которых найдется место и первой робкой любви, и непониманию, и веселью, и трагедии, и даже … появлению королевы Елизаветы с Казановой.

Этот спектакль как пестрая мозаика. Женских характеров, судеб, тонко и точно воплощенных на сцене. Все героини разные, но их объединяет общение. Доверительное, о своем, о женском. Редактор издательства Сорокина Нина (арт. Алена Михеева), спокойная и по-житейски мудрая, как-то полушутя-полувсерьез скажет, что никто ее не понимает. Вроде бы и сказано-то это впроброс, по пустяшному поводу, в утренней суматохе, но легко представляешь эту женщину в ее сумасшедшем рабочем ритме, но ведь жизнь не только работа, даже любимая!.. А вот у паспортистки Натальи Кукушкиной (арт. Наталья Фаустова), кажется, все сложилось: муж, семья, ребенок. Она – хранительница семейного очага, домашняя, уютная, и забот у нее хватает. Именно ее придет навестить муж, которого мастерски воплощает на сцене артист Максим Фаустов, засл. работник культуры и искусств Челябинской области. Его обаятельнейший, безбашенный Толик своим появлением вносит нотку веселья, по всем направлениям нарушая больничный режим, чем приводит в отчаяние свою жену. С его приходом на столе появляются шампанское, мандарины – веселитесь, райские птички! И действительно, фамилии-то у наших героинь …птичьи. Не больничная палата, а прямо птичий рай какой-то!

Самая юная Чижова Аня, студентка педагогического колледжа (арт. Надежда Незнахина), встречает в больнице … свою первую любовь в лице медбрата Бориса (арт. Максим Проскуряков). Чувство молодых взаимно и, казалось бы, живи да радуйся. Но неожиданным препятствием становится… старшая медсестра Ольга Васильевна по прозвищу «Торпеда», данное ей, видимо, за невероятную оперативность. Этот персонаж, эмоционально воплощенный актрисой Вероникой Небываловой, стоит в спектакле особняком. Нелепая в своей излишней жесткой требовательности (одна утренняя зарядка чего стоит!), как будто на автомате выполняющая свои обязанности, Ольга Васильевна окажется персонажем трагическим. В конце спектакля мы узнаем, что она потеряла единственного сына. Эта беда, казалось, «заморозила» ее душу. Но когда Борис бросает ей вызов и в порыве выпрыгивает из окна, как оказалось, повторив поступок сына, Ольга Васильевна еще раз настолько остро переживет свою боль, что даже страшно станет за нее. Это самый драматичный момент спектакля. Но именно он растопит застывшее сердце, и мы неожиданно увидим перед собой чуткого внимательного человека, способного и на понимание, и на поддержку. А как она обрадуется возвращению Бориса, который, кстати, даже не покалечился!..

Расцвечивает больничные будни рассказами из жизни исторических личностей библиотекарь Синицына Женя в исполнении актрисы Валерии Шакировой. Ее героиня книжный человек, забавная, не от мира сего, но добрая, искренняя, душевная. Вот ей-то, вернее, ее рассказам, и обязана повар Канарейкина Люба (арт. Екатерина Жижина) своими фантастическими снами. Ей, Любе Канарейкиной, катастрофически не везет в любви. «Говорит: люблю, люблю, а у самого жена, у другого – четверо детей…» – горько сетует она… королеве Елизавете. Дело в том, что накануне Синицына так увлеченно рассказывала об английской королеве, лихо казнившей своих возлюбленных за измену, что Елизавета … пришла к изумленной такой жестокостью Канарейкиной. Во сне, разумеется. В спектакле это яркий эпизод.  Елизавета в замечательном воплощении актрисы Виктории Фроловой персонаж инфернальный. В великолепном костюме своей эпохи (художник Лилия Файзулина), в сопровождении фрейлин (арт. Анастасия Семирякова и Анна Казачкова), со своим невероятным русско-английским диалектом, она и величава, и смешна, и цинична, и трагически одинока. Уморительный диалог Канарейкиной и Елизаветы, покоряя своей правдоподобностью, не только, однако, веселит.  «За четыреста лет ничего не изменилось. Как обманывали мужчины, так и обманывают! Как убивали, так и убивают. Невероятно!» – воскликнет на прощание Елизавета.  Несомненно, сны Канарейкиной – украшение спектакля. Вот и танцевальный эпизод (хореограф Виктория Пестова) с Казановой (арт. Андрей Казачков), который со своими учениками (арт. Андрей Заварухин, Александр Якунин, Виктор Сорокин, Дмитрий Клопов) явился к впечатлительной Любе после очередного рассказа Синицыной, так контрастирует с реальностью. Сказка! Мечта о любви! Необыкновенной, всепоглощающей!..

Эта незатейливая, но эмоционально насыщенная и, кстати, очень музыкальная, история из больничной палаты травматологического отделения заканчивается хорошо. Влюбленная парочка воссоединяется, «Торпеда» обретает внутреннее равновесие, остальные женщины, каждая по-своему, тоже многое обретают в духовном плане. Спектакль, который создал Златоустовский театр, покоряет своей искренностью и душевностью.

И зрители, испытав разную гамму чувств, с легкой грустью расстаются с «райскими птичками», которые ещё раз напомнили, как непросто бывает понять друг друга, но как это важно и для женщины, и для мужчины, ведь «смысл жизни, как сказала Валентина Асланова на творческой встрече с артистами театра, – быть счастливым. А секрет счастья – надо любить».

театр «Омнибус»

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв