«Пир» во время…

11(2019)

19 октября в Таганрогском камерном театре (ТаКТе) прошла премьера спектакля «Пир» по пьесе словенского драматурга Симоны Семенич. Эта пьеса – впервые в России. Поставила спектакль режиссер из Македонии Деяна Николовска.

 А началось все во время II Международного театрального фестиваля «Театральная гавань», который проходил в Новороссийске в июне 2019 года. Кроме показов спектаклей, было и такое фестивальное мероприятие – «читка пьесы». Именно этой пьесы «Пир» с Деяной Николовска и актерами ТаКТа. За два дня, отведенных на подготовку, режиссер и актеры успели многое.

Получилась не просто «читка пьесы», сложился эскиз спектакля. Работа получилась настолько удачной, что у актеров и режиссера возникло желание продолжить сотрудничество и довести эскиз до полноценного спектакля.

В первых числах октября Деяна Николовска начала постановку спектакля в Таганроге. На работу у театра было всего две недели. Кажется, очень мало, но по европейским меркам это нормально. Тем более что для подготовки эскиза понадобилось всего два дня.

Все сложилось, наверное, потому, что еще в Новороссийске актеры и режиссер почувствовали, что говорят на одном языке. Это я не о том, что талантливый режиссер отлично владеет русским (Деяна окончила ГИТИС). Просто по-настоящему одаренные люди всегда находят друг друга и понимают с полуслова. А актеры Таганрогского камерного – талантливы, находятся в прекрасной творческой форме, подвижны, восприимчивы к новым идеям и формам.

Мне удалось посмотреть «Пир» в Новороссийске, а когда приехал на премьеру в Таганрог, не узнал эскиза. Режиссеру удалось найти иное решение пьесы, уточнились детали, что-то сократилось, изменилось.

Полное название пьесы такое: «Пир, или История аппетитного трупа, или Как Роман Абрамович, персонаж Янша, Юлия Кристева, 24 года, Симона Семенич и некто с инициалами З.И. обнаружили себя в облаке табачного дыма». Янша – это тогдашний премьер-министр Словении, Юлия Кристева – болгарская модель, З. И. – футболист Златан Ибрагимович.

В Новороссийске на столе стояла супница, выходили перечисленные в названии пьесы персонажи, ели этот суп, а ведущая комментировала происходящее и раздавала зрителям фотографии этих медийных персон. Пьеса 2010 года написания, и тогда все они были узнаваемы.

Между медийными персонажами пьесы вклинивались появления актрисы, читающей монологи от лица погибших женщин. Погибших во время войны в Югославии, умерших от неудачных абортов, жертв домашнего насилия… И складывалось впечатление, что, поедая суп, медийные лица поедают этих женщин, подпитываются ими. В эскизе запомнились ироничность ведущей (Екатерина Власова), виртуозность мгновенного перевоплощения медийных персон (Александр Коваль), проживание трагических судеб всех показанных женщин (Екатерина Андрейчук). Вот скелет пьесы и эскиза спектакля.

А на премьере в Таганроге много было по-другому. Спектакль показывают на экспериментальной площадке Молодежного центра – в подвале. Черные стены и потолок, 25 зрительских мест. Актеры те же, что были задействованы в эскизе. Босиком, в белых рубахах навыпуск, свободных черных штанах. И никакого строгого разграничения ролей – все играют за всех. И заменена конкретика медийных персон 2010 года, «Пир» оказался привязанным к нашему времени.

Это уже не конкретный Роман Абрамович, а просто некий VIP- бизнесмен, не Янша (кто вообще помнит такого?), а некий политик высокого уровня. Не конкретная болгарская модель, а некая богатая студентка, не З. И. (Златан Ибрагимович уже успел стать историей европейского футбола), а Криштиану Роналду, который сейчас на слуху.

На сцене (точнее, на небольшом пространстве подвала) – стол, три стула и висящий белый кофр для верхней одежды. Когда кофр поворачивают, там видны очертания тела – очертания коллективного трупа погибших женщин.

Пять монологов, прожитых артистами, – пять женщин. Они бередят душу, берут за живое. И пять интермедий медийных персон, великолепно решенных пластически. Играет все – мебель, кофр, красные перчатки до локтя, которые вдруг появляются на руках исполнительниц.

В программке к этому документальному спектаклю читаем: «Ужасы стали для нас почти привычны: с телеэкранов несется поток новостей, информационные ленты под завязку набиты сообщениями о ежедневных людских трагедиях.

Тела погибших притягивают взгляд смотрящих, пробуждают красноречие журналистов, безмолвствуя при этом.

Но, возможно, именно их голос для нас важен, голос тех, кто уже не может сказать.

Его мы и хотим озвучить». И театр озвучивает эти голоса. Артисты Екатерина Андрейчук, Александр Коваль, Екатерина Власова и режиссер Деяна Николовска показали нам спектакль необычный, нетрадиционный.

Особенно впечатляет финальная сцена: трое исполнителей накрывают себя белым пологом-саваном и ложатся на пол. Они лежат в наступившей полной тишине. И только аплодисменты зрителей, взрывающие эту тишину, превращают персонажей вновь в актеров.

Наш российский зритель не привык к такой драматургии. Да и для ТаКТа постановка такой документальной драмы стала шагом в новое, неизведанное.

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв