Островский в Таганроге

11

«Наливные яблоки»
«Наливные яблоки»
На Международном театральном фестивале «На родине Чехова», проходившем в сентябре в Таганроге, было показано три спектакля по произведениям А.П. Чехова и три – по пьесам А.Н. Островского. Таким образом состоялась своеобразная перекличка двух великих драматургов. И это знаменательно именно сейчас, в год 200-летия Александра Николаевича Островского.

Донецкий государственный академический музыкально-драматический театр имени М.М. Бровуна представил зрителям спектакль «Наливные яблоки», поставленный по комедии А.Н. Островского «Правда – хорошо, а счастье лучше» (режиссёр Сергей Бобровский, художник-постановщик – заслуженный работник культуры ДНР Руслан Фадиенко).

1_0.jpg

«Наливные яблоки». Д. Кулинич (Поликсена), П. Бодров (Филицата)

Когда зрители входят в зал, занавес открыт и уже идёт действие. Нечто подобное было в русском театре XIX века – только до основной пьесы играли водевиль для сбора публики. Здесь же мы видим, как садовник Глеб Меркулыч (Константин Банников) собирает в хозяйском саду яблоки, сортируя их с пристрастием – комично нюхает каждое, прикидывает размер, отбрасывает гнилые в старое бесформенное ведро.

Яблоки не только висят на ветках, но и валяются на сцене. Вернее, на двух сценах. Потому что на основной театральной сцене располагается грубо сколоченный помост с суфлёрской будкой и с дырявым занавесом. Такой вот театр в театре.

Но вот прозвенел третий звонок, основное действие начинается – появляется нянька Филицата (Павел Бодров) и просит зрителей отключить телефоны. Сразу понимаешь, что это будет фарс или даже театральный капустник, в котором мужчины порой переодеваются в женщин.

Начинается вступительный дивертисмент, перед занавесом второй сцены выстраиваются все артисты и с движениями кукол-марионеток отплясывают под удалую заводную песню. Будут и ёрнические современные песни. И все они, с очень смешными текстами, тоже дарят ощущение весёлого театрального капустника.

Действие идёт, а садовник всё яблоки собирает. Со сцены забирается по лестнице на второй ярус зрительских лож – и там яблоки висят. А яблоки, сделанные из целлулоида, знай себе стучат, падая на сцену. Конечно, это же театральный реквизит! «Наливные яблоки» – такое название даёт театр спектаклю. Но яблоки-то искусственные, не настоящие. Именно игру условности и настоящести, перетекание одного в другое точно уловил режиссёр в пьесе Островского, укрупнив эту тему в своём спектакле.

2.jpg

«Наливные яблоки».  В. Швец (Барабошев), М. Бовдуй (Мухояров)

А вот Платон (Михаил Тонковид) – настоящий, какие бы неприятности ни сыпались на его голову. Он за правду, но и счастье получает в финале – Поликсену (Дарья Кулинич), свою возлюбленную. В конце концов и Мавра Тарасовна (заслуженная артистка ДНР Мария Марченко), бабушка Поликсены, благодаря ещё одному правдолюбу, отставному унтеру Силе Ерофеичу Грознову (Сергей Банников), возвращается к естественности и правде.

А самая главная правдолюбица, конечно, Филицата. Артист в этой роли не кривляется, не пытается казаться женщиной. Всего несколько минут ушло у меня, чтобы привыкнуть к такому режиссёрскому ходу, принять такую «мужскую» Филицату. Вспоминается легендарный спектакль театра Моссовета с Ф.Г. Раневской в этой роли. Эта роль – главная в пьесе, движущая сила сюжета, всё расставляющая по своим местам. И решаться должна особо, то есть персонаж должен выделяться на фоне остальных.

Вот режиссёр и выделил. Специально наклеил артисту утрированно густые брови, подчёркивая, что это мужчина. У Филицаты за спектакль много раз спадают чулки, и она, ставя то одну ногу, то другую на суфлёрскую будку, подтягивает их снова и снова. Однажды, якобы забывшись, исполнитель снимает косынку, утирая ею пот, и мы видим тщательно выбритую лысину. Артист виртуозно ведёт свою роль, он почти весь спектакль на сцене, то подслушивает, то подсматривает…

Отца Поликсены играет народный артист ДНР Владимир Швец. У этого харизматического актёра образ купца, сына Мавры Тарасовны, получился по-настоящему омерзительным. Развратный, самодовольный, пошлый самодур – он настолько заразителен, что даже закрадывается мысль, а может, так и надо поступать с Платоном? 

Хорош и седовласый седобородый Сила Ерофеич. Особенно интересно его появление как бы из царства мёртвых. На двух костылях, а сверху дождём падают яблоки, во всю сцену мерцают красные всполохи! Гремит гром, мы видим лист металла, по которому чем-то ударяют – открытый приём в показе приспособления для шумовых эффектов. А когда Сила Ерофеич переворачивает стол, перед нами на нижней стороне столешницы очертания Крымского полуострова с надписью: «Наш». Крым наш! Театр переходит в жизнь, а жизнь – в театр. В этом спектакле бал правит яркая театральная условность.

В антракте садовник то переставляет что-то на сцене, то проверяет, добротно ли сколочена лестница, то пытается попасть яблоком в ведро, отмерив расстояние шагами. Да это же лацци из commedia dell’arte! А Филицата – это шустрый слуга, Арлекин или Труффальдино, устраивающий счастье двух влюблённых, Платона и Поликсены. В commedia dell’arte порой существуют две пары влюблённых. Здесь вторая пара – это бабушка Поликсены и Сила Ерофеич. Так Филицата и их счастье устроит!

Вот и встретились в одном спектакле Островский, театральный капустник и итальянская комедия масок.

Волгоградский музыкально-драматический казачий театр показал на фестивале комедию А.Н. Островского «Красавец мужчина». За полчаса до начала спектакля в фойе поёт романсы солистка театра, пытаясь погрузить зрителей во времена действия пьесы.

4.jpg

В фойе таганрогского театра перед спектаклем «Красавец мужчина»

Режиссёр-постановщик Павел Рукавицын, имеющий консерваторское образование, наполнил и спектакль музыкой – со сцены звучат девять написанных им романсов. Поют практически все персонажи – театр-то музыкальный!

Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского показал на фестивале комедию драматурга, имя которого носит театр. Это «На бойком месте» (режиссёр-постановщик Наталья Николаева, художник-постановщик Светлана Рарий).

5_0.jpg

«На бойком месте». Слева направо: Н. Рыбакова (Евгения), Д. Виноградова (Аннушка)

На всю ширину сцены забор – с окнами, дверями, воротами. А перед зрителями на авансцене – внутренность постоялого двора. Какие же бойкие дела будут здесь твориться, какой накал страстей ожидает нас! А за забором, на всю высоту сцены – задник, на котором изображены деревья. Рядом-то лес. Но, присмотревшись, понимаешь, что деревья перевёрнуты вверх корнями. И жизнь здесь тоже странная, какая-то перевёрнутая. Хозяин постоялого двора, его сестра Аннушка, его жена Евгения Мироновна и помещик средней руки Павлин Ипполитович Миловидов, но как в этом четырёхугольнике всё перепуталось, перемешалось…

Трогательна красавица Аннушка (Дарья Виноградова), терпящая муки из-за зависти и обмана Евгении. Актриса Наталья Рыбакова так обаятельна в роли этой разбитной завистницы, что и не верится в её возможные злодеяния. В роли самого хозяина Вукола Ермолаевича Бессудного артист Виктор Смольников скуп на яркое выражение сути своего персонажа, но от этого становится ещё страшнее. Импозантен запутавшийся герой-любовник Миловидов (Антон Копчинский).

6.jpg

«На бойком месте». На переднем плане: А. Копчинский (Миловидов), Д. Виноградова (Аннушка)

Актёры все на своих местах, каждый нашёл нужные краски для своей роли. А режиссёр направила всех в нужное русло и свела в стройный актёрский ансамбль. Кроме участников четырёхугольника отмечу роль мелкопоместного дворянина Пыжикова, которая в исполнении Андрея Кудряшова получилась яркой и запоминающейся. Долговязый худощавый дружок главного героя как будто только что пришёл с улицы, из нашей с вами жизни.

7.jpg

«На бойком месте». Н. Рыбакова (Евгения), А. Копчинский (Миловидов)

Важное место занимает в спектакле музыкальное оформление. То музыка быстрая, плясовая, а то лирическая. И танцы здесь будут, когда надо приоткрыть что-то потаённое в душе персонажа, чего не выскажешь словами. Наряду с русскими народными фигурами танца вдруг видишь и современные. Хотя пьесе более 150 лет, спектакль получился про нас с вами – сегодняшних.

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв