Оренбургская «Бесприданница»

17.10.2023

 В Оренбургском государственном областном драматическом театре им. М. Горького в год 200-летия  А. Н. Островского  с успехом идет спектакль «Бесприданница» в постановке народного артиста РФ Рифката Исрафилова.

    Многие зрители знакомы с пьесами А.Н. Островского со школьных лет. Однако сложно  оценить по достоинству талант драматурга, его чувство времени и вечности без сценического воплощения произведения.  Театр с каждой постановкой вдыхает новую жизнь в героев его пьес. И пьесы Александра Николаевича Островского шли, идут и, похоже, не покинут театральные подмостки еще много времени.

    В истории оренбургского  театра пьесы Островского ставили практически  все 168 лет. Среди них: «Бедность не порок», «Без вины виноватые», «Горячее сердце», «Дикарка», «Доходное место», «Снегурочка», «Лес» и др. На моей памяти спектакли: «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1999 г., реж. Б. Хайбуллин).  Среди постановок последних лет - «За чем пойдешь, то и найдешь» (2005 г., реж. В. Романова), «Бешеные деньги» (2010 г., реж. В. Кове), «Таланты и поклонники» (2015 г., реж. А. Федоров). И вот  - «Бесприданница». Оренбургских «Бесприданниц» было несколько. В 1894, 1899 гг. в антрепризе И. Новикова, 1897 год – антреприза А. Грубина, 1900 – антреприза А. Каралли-Торцова. В 1906 году пьесу в Оренбурге поставил Кручинин, в 1935 году – режиссер А. Аврусин, в 1940 году – режиссер И. Армашевская, а в главной роли была О. Озорнова. В военном 1943 году – режиссер П. Харлип, примечательно, что музыкальное оформление этой постановки было Д. Френкеля. Последний раз на оренбургской сцене зрители увидели Ларису Огудалову в 1951 году.

      Возможно, в обществе периодически  происходит смещение нравственных приоритетов. Об этом задумывался Александр Николаевич Островский  и, так или иначе,  в каждой его пьесе отражается это волнение и тревога за будущее человечества. В свое время автор назвал «Бесприданницу» своей лучшей пьесой.  И спустя полтора века  подтверждаем это вновь.  Наш воз и ныне там.  Нас волнуют больше деньги, нежели чувства, мы зависим от общества и навязанных им установок, предпочитаем в жизни  свое финансовое благополучие, а не заботу о  душе и совести.  Так живет большинство из нас, и это большинство формирует вкусы и предпочтения общества, в котором живем мы и будут жить наши дети. Что должно произойти, чтобы цинизм и меркантильность человека не главенствовали над ним, не подчиняли себе движения его души и тех, кто от него зависит?  

     Режиссер-постановщик народный артист РФ Рифкат Исрафилов в тандеме с художником-постановщиком народным художником РФ Таном Еникеевым создал спектакль, в котором Ларису окружают хищники в лице купцов и даже матери. Элементы одежды Паратова (засл.арт. РФ С. Тыщенко, арт. М. Меденюк,), Вожеватова (арт. Д. Сайфуллин, Э. Султанбеков), Кнурова (засл.арт. РФ Б. Круглов, В. Бухаров), Карандышева (арт. Д. Гладков, С. Шахмуть), Огудаловой (арт. М. Губанова, А. Шамсутдинова) представлены мехом хищников либо узором аллигатора. Лариса (арт. О. Бересток, А. Демченко) же бьется между ними чайкой, пытающейся взлететь, выжить. В финале спектакля опускается крестообразный навес, а в видеопроекции – волны, принимающие Ларису в свое лоно и чайка, которая, наконец, взлетает. По мысли режиссера Рифката Исрафилова, чистая душа Ларисы оказывается не ко времени и не к месту: ей не выжить в этом мире. Лариса не могла рассчитывать на бескорыстную любовь, уважительное отношение в обществе и, практически, не могла позволить себе  чувство собственного достоинства по одной простой причине: у нее нет приданного, нет денег, благодаря которым ее личность была бы на одном уровне с сильными мира сего.

    Известный театральный критик Наталья Старосельская, посмотрев спектакль,  отметила, что «режиссеру и артистам в спектакле удалось  очень точно отразить современность,  купеческое общество с лоском капитализма». Критики  высоко оценили актерский ансамбль, а особо отметили работу Дмитрия Гладкова в роли Карандышева: «по его глазам, мимике, жестам, расположению плеч читается униженность и огромное стремление влиться в купеческое общество, при этом придавленное громадное  чувство собственного достоинства».

    В октябре 2023 года оренбургская «Бесприданница» принимала участие в Межрегиональном театральном фестивале «Волга театральная» в Самаре. Дмитрий Гладков за исполнение роли Карандышева удостоен диплома фестиваля «Лучшая мужская роль второго плана». 

А исполнительница роли Огудаловой Алсу Шамсутдинова удостоена награды Губернатора Оренбургской области «Лучшая актерская работа года».

    Спектакль продолжает жить на сцене. А зрители вновь и вновь заполняют зал, чтобы посмотреть эту историю сегодня. Произведения А.Н. Островского остаются по-прежнему интересными современникам! И в этом большая заслуга театра!

Оренбургский государственный областной драматический театр им. М. Горького

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв