10.07.2018
Андрей Владимирович Крат, художественный руководитель Ростовского государственного театра кукол имени В.С. Былкова, работает в родном театре уже более 25 лет.
Андрей Владимирович – продолжатель замечательной режиссерской династии. Имя его отца, народного артиста России Владимира Сергеевича Былкова, с гордостью носит театр. В 2004 году, после безвременной кончины Владимира Сергеевича, эстафету подхватил его сын, уже опытный состоявшийся режиссер.
Он с честью продолжает творческие традиции ростовских кукольников. Огромный талант, преданность своему делу, невероятная увлеченность, безудержная фантазия делают его творчество уникальным. Жажда эксперимента, тяга ко всему новому, неизведанному – вот его творческое кредо.
За более чем 25 лет творческой деятельности – около 90 поставленных спектаклей. Награды престижных фестивалей театров кукол (Испания, Финляндия, Армения, Украина), интересные гастроли по России, зарубежные гастроли (Германия, Италия, Испания, Франция, Монако). И везде успех, везде аплодисменты благодарных зрителей!
В 2014 году Андрею Владимировичу Крату была вручена Благодарность Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу.
А в 2017 году губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев подписал указ о присвоении Андрею Владимировичу звания «Лучший работник культуры Ростовской области». Это звание присвоено ему как внесшему значительный вклад в социальноэкономическое развитие Ростовской области.
Андрей Владимирович ведет огромную общественную работу – он член правления Ростовской региональной организации Союза театральных деятелей России, председатель оргкомитета и инициатор проведения ежегодного областного фестиваля спектаклей для детей «Волшебный мир сказки». Его благодарит Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Ирина Александровна Черкасова: «Вы подарили детям нашего региона радость открытия мира Театра! Благодарю Вас за неоценимый вклад в воспитание и развитие детей Донского края!»
В 2017 году Всероссийская политическая партия «Единая Россия» начала реализацию федерального партийного проекта «Театры – детям». Был создан региональный Общественный совет, который объединил представителей театров, включенных в проект, экспертное сообщество, энтузиастов театрального искусства. Председателем Общественного совета партийного проекта был избран художественный руководитель Ростовского государственного театра кукол имени В.С. Былкова Андрей Владимирович Крат.
А с чего же все начиналось? Сохранились воспоминания Владимира Сергеевича Былкова о сыне:
«С раннего детства Андрея окружал мир высокого искусства и глубокой литературы. Его мама, талантливый литератор и педагог, привила ему вкус к классической литературе и истинно прекрасным духовным ценностям. Дом, в котором рос маленький Андрюша, был всегда полон гостей. И, чтобы приятно удивить и порадовать собравшихся, Андрей, благодаря своим детским фантазиям, создал в пятилетнем возрасте свой первый домашний кукольный театр, в котором он сам придумывал героев своих сценариев, создавал их и делал первые опыты в режиссуре».
С самого детства Андрей варился в театральной среде, дорогого стоят встречи с легендарным Сергеем Владимировичем Образцовым – человеком высочайшей культуры. В хлебосольном доме Былковых бывали и доктор искусствоведения Наталья Ильинична Смирнова (была одним из ярчайших «кукольных» театроведов), и известнейший армянский художник Арамаис Саргсян, и знаменитый Резо Габриадзе. Летом в Переделкино, куда семья приезжала отдыхать, Андрей был среди первых слушателей произведений Эдуарда Успенского и Григория Остера.
Но после школы, когда надо было выбирать дальнейший жизненный путь, был выбран не театр, а совсем другое. Андрей поступил на биологический факультет Ростовского государственного университета (специализация «геоботаника»). Сказалось другое его увлечение – любовь к природе, к животным. У него дома долго жила любимая питомица – коричневый доберман Джойс Нести де Моро Веллут герцогиня фон Зонненштраль (она из Германии, дед у нее был чемпионом мира). К сожалению, она погибла (погибла героически – защищая хозяина от бандитов).
Но после окончания университета всетаки переборола страсть к театру. В 1991 году стал рабочим сцены (а ведь папа мог устроить и на более престижную должность). Но Андрей не таков – ему надо все узнать изнутри, пощупать своими руками. Он досконально изучал в цехах технологию изготовления кукол – конструирование, создание лепки, постигал всю «черновую» творческую работу.
Потом поступил учиться в Ростовский филиал СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств (а специализацию «режиссер театра кукол» получил уже в Питере). Незабываемыми остались уроки народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова. Андрей считает его своим основным учителем (и еще, конечно, отца).
И вот пришла пора режиссерского дебюта – хрестоматийные «Три поросенка» Сергея Михалкова. На обсуждении Андрей страшно волновался, но актеры в один голос сказали, что получилось – выдали, так сказать, аванс.
Потом было много экспериментов, удач. Большой успех имел спектакль «Русалочка» Ганса Христиана Андерсена. В этом спектакле получилось многое – и приподнятая, романтическая атмосфера, и то, что актеры получают удовольствие, участвуя в нем, и какаято особая проникновенность в суть произведения.
«Подобной постановкой могли бы гордиться и столичные театры. У нас спектакль оказался еще одной демонстрацией безусловной талантливости деятелей искусства нашего города», – писала газета «Вечерний Ростов». Высокую оценку дала «Русалочке» и театральный критик Инна Александровна Мирошниченко на страницах московского журнала «Театр чудес» (№ 1, 2001), она писала об этом спектакле как о новом явлении в российском кукольном театре.
Интересно используются в спектакле достижения театральной техники (например, светомузыка, смелые конструктивные решения системы вождения кукол, суперсовременные технологические материалы и краски), вследствие чего достигается эффект «подводного царства» и поразительный фокус панорамного изображения стереопространства.
Но основа успеха, конечно, не в технических достижениях, а в том, что у спектакля есть душа – теплая, лирическая. И вдохнул ее режиссер.
В спектакле прекрасно использована классическая музыка – Бах, Гуно, Моцарт. Андрей Владимирович тонкий ценитель и знаток музыки – ведь это один из основных компонентов его спектаклей (один критик сказал, что «они как симфонии»).
Наверное, это неспроста, ведь дед Андрея – Сергей Григорьевич Былков – окончил Петербургскую консерваторию, был музыкантом, настройщиком фортепиано, работал в симфоническом оркестре, сам изготовлял народные инструменты, писал музыку.
Еще одна безусловная удача – «Щелкунчик» Эрнста Теодора Амадея Гофмана. И здесь важное место отводится музыке – завораживающая, магическая музыка Чайковского создает волшебную, сказочную атмосферу.
В восторг привел «Щелкунчик» заведующую кабинетом детских театров Союза театральных деятелей России Ольгу Леонидовну Глазунову, а оперный режиссер из Италии синьор Аурелио Биджи в финале спектакля даже плакал.
В «Щелкунчике» мы погружаемся в волшебный мир детских снов и фантазий. А почему только детских? Нет, спектакли Крата с удовольствием смотрит и взрослый зритель, ведь некоторые спектакли ставятся для семейного просмотра.
Все спектакли Андрея Крата визуально красивы. Это говорит не только об умении работать с художником, но его самого можно смело назвать Художником с большой буквы, созидателем феерической среды волшебного кукольного мира, ярким самобытным Мастером, которому подвластна магия искусства играющих кукол.
Андрей Владимирович, будучи доцентом Ростовского филиала СанктПетербургского государственного университета культуры и искусств, выпустил два курса артистовкукольников. Театр омолаживается, театр на подъеме, не прерывается нить – сын продолжает дело своего отца.
Его талант не умещается в отведенные ему рамки. Сверкнула еще одна грань дарования Андрея Владимировича – в 2002 году в «РостИздате» он выпустил книгу стихов «Слезы Пьеро, или Дешевые стишки балаганного паяца». Его поэзия вызывает интерес – она парадоксальна и искренна, иронична и лирична одновременно.
Есть успехи и на поприще драматургии – написаны и поставлены почти два десятка новогодних шоу. Бурная безудержная фантазия и уникальное чувство юмора – вот что отличает Кратадраматурга.
Им написана новая версия «Золушки» по сказке Шарля Перро. Эта пьеса – современный взгляд на всем известную старинную историю. В постановке «Золушки» использованы и элементы «театра теней». Спектакль получился ярким, поистине сказочно завораживающим.
В спектакле «Огниво» Андрей Крат выступил как автор пьесы, изменив сюжет сказки Ганса Христиана Андерсена и введя новых персонажей. Интересен ход с волшебным зеркальцем, которое показывает Солдату, находящемуся в подземелье, что с ним случится, если он возьмет золотые, серебряные или медные монеты.
Получился спектакль о том, что главное в жизни – это такие вечные ценности как любовь и дружба, а не деньги. Спектакль не назидателен напрямую, он ненавязчиво учит добру. Получилось блистательное зрелище – феерия, погружающая в очаровательный мир фантазии, красок и звуков. Это и есть театр!
Андрей Владимирович Крат дважды удостаивался премии «Человек года» (в 2007 и 2017 годах) в номинации «Режиссер года». Правительство Ростовской области и Ростовское региональное отделение Российского фонда культуры наградило его дипломом.
У ростовских кукольников стало доброй традицией проводить благотворительные акции. В 2013 году Андрей Владимирович Крат был награжден знаком губернатора Ростовской области «За милосердие и благотворительность».
Андрей Владимирович говорит: «Мы и впредь будем проводить благотворительные акции, оказывать помощь детям, попавшим в беду, потому что дети – это наше будущее, будущее России. Идеалы добра, гуманистические идеалы должны охватывать все большие и большие слои населения нашего прекрасного Донского края и всей России. И тогда наша жизнь станет еще лучше!».
Оставить отзыв