Станут чуточку добрее

11

В ростовском государственном театре кукол имени В.С. Былкова состоялась премьера спектакля «Гадкий утенок» по сказке Ганса Христиана Андерсена.

У режиссёров-постановщиков спектакля Елены Кушнаренко и Андрея Крата получилось зрелище, которое не только развлекло зрителей, но также дало пищу и сердцу, и уму. Спектакль играется на ширме, куклы тростевые (художник-постановщик Элеонора Корниенко). В музыкальном оформлении использованы произведения Эдварда Грига (композитор-аранжировщик Михаил Фуксман).

Сказка была написана в 1843 году и напечатана в сборнике «Новые сказки». Некоторые литературоведы считают, что сказка автобиографична. Под Гадким утёнком подразумевается юный Андерсен, который имел экстравагантную внешность, был высок, худ и неуклюж. Как не вспомнить его обучение в престижных школах Слагельса и Эльсинора, куда он был устроен за казённый счёт. Андерсен был на шесть лет старше одноклассников и получал от них едкие насмешки. Обижали его и преподаватели.

Недаром на театральном заднике время от времени появляется тень неловкой фигуры сказочника и озвучиваются его высказывания. «Каждую вещь надо называть её действительным именем, и если боятся делать это в действительной жизни, то пусть не боятся хоть в сказке!» Или: «Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым».

Спектакль, как и сама сказка «Гадкий утёнок», имеет романтическое направление. Герой одинок и противопоставлен миру. Он никем не понят, и даже сам не понимает своей ценности. На птичьем дворе ему навешивают уничижительный ярлык – «дикий».

Даже не ярлык, а клеймо: «Раз летаешь, значит, дикий! Если все начнут летать, некому будет приказывать!»

В постановке спектакля использована пьеса Владимира Синакевича «Дикий», написанная по мотивам «Гадкого утёнка». Дикий в спектакле – это вольнолюбивый, отличающийся ото всех, не принимающий законов птичьего двора индивидуум. И в конце концов став свободным, он находит единомышленников.

На заднике время от времени в небесах пролетает прекрасный лебедь. Это мечты Гадкого утёнка, его смутные предчувствия. И в конце спектакля они становятся явью, когда герой понимает, кто он есть на самом деле. А после его встречи с Лебедью в облаках парят уже две величественные птицы.

Иронично решена сцена на птичьем дворе.

Тут и напыщенная Утка-испанка (Елена Клименко), и туповатый Индюк (Алексей Щуров), и Петух (Сергей Евдокимов), распевающий свою арию на мелодию Песни Сольвейг.

Запомнились и другие актёрские работы: и Утка-мама (Лариса Кишко), переживающая за своё неудачное чадо; и Лебедь (Елена Кушнаренко), всей душой полюбившая Карла (так прозвали на птичьем дворе Гадкого утёнка).

Хочется отметить заслуженного артиста России Александра Василенко, исполнителя роли Карла, за восхитительное владение словесным действием. Ну а виртуозное кукловождение – отличительная черта всех участников спектакля.

Заканчивается «Гадкий утёнок» знаменитой фразой Андерсена: «Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!» Опускается суперзанавес с изображением прекрасного лебедя, зрители медленно расходятся под впечатлением увиденного. Теперь они станут чуточку добрее к иным, не похожим на всех людям. Это и есть основная идея спектакля.

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв