Это сделал Шапошников

3(2020)

Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького показал свою недавнюю премьеру «Собака на сене» Лопе де Вега на XVII Областном театральном фестивале-конкурсе «Мельпомена-2020», организованном Ростовским региональным отделением Союза театральных деятелей РФ.

«Собаку на сене» поставил главный режиссер театра Геннадий Шапошников, сценография и костюмы – заслуженного художника РФ Виктора Герасименко. Авторы спектакля не ставили целью придерживаться каких-либо исторических рамок ни в фасонах костюмов, ни в сценографии.

Мы в Неаполе. Но это не вполне итальянский Неаполь. В начале XVII века, когда писалась пьеса, южная Италия была захвачена Испанией. На сцене – фасад палаццо с затейливыми узорами, внутренний дворик и разъезжающиеся ажурные ворота. А на заднике – проекции итальянских пейзажей: то руины античных храмов, то море и корабли… Получилась этакая театральная театральность, ласкающая глаз.

Глядя на смелые мизансцены, ощущая атмосферу надбытовой приподнятости происходящего, невольно вспоминаешь о карнавале. Тем более что герои спектакля одеты в изысканные фантазийные костюмы, у некоторых персонажей разукрашены лица.

Но это не обычное карнавальное действо, это карнавал любви. И в конце концов любовь восторжествует! При этом спектакль, да и пьеса – комедия. Причем комедия эпохи Возрождения, которой присущи жизнелюбие и открытость. Возможно, поэтому на сцене, справа от палаццо, символическая декорация – дерево, крона которого напоминает огромный фаллос.

Нам показывают любовь аристократки Дианы, вдовствующей графини де Бельфлор (Екатерина Березина) к простолюдину, своему секретарю Теодоро (Денис Кузнецов). Это любовь, родившаяся из ревности. Диана запрещает Теодоро любить свою служанку Марселу (Юлия Кинеберг), но и не позволяет ему любить себя. Хотя и сгорает от страстной любви, у которой есть преграда – сословные предрассудки.

Диана размышляет наедине:

«О, если б нам судьбой перемениться,

Так, чтобы он подняться мог ко мне

Или чтоб я могла к нему спуститься!»

Название комедии заимствовано из испанской пословицы, почти дословно схожей с русской: «Собака на сене и сама не ест, и другим не дает».

И все это происходит на фоне сватовства докучливых женихов Дианы. Это маркиз Рикардо (Алексей Тимченко) и граф Федерико (Роман Гайдамак). Если роли влюбленных решаются в реалистическом ключе, то роли женихов – в фарсовом.

На фоне статичности пары Дианы и Теодоро комедийность их слуг решена еще и пластически. Движения Марселы – это движения ласковой кошечки, а Тристан, слуга Теодоро (Вячеслав Огир), выделывает акробатические фокусы вплоть до того, что забирается по отвесной стене в окно второго этажа.

Тристан же распутывает и любовный клубок. Проворный слуга, чтобы помочь Теодоро и мистифицировать графиню, находит графа Лудовико (Александр Волженский). Актер рисует своего персонажа красками фарсовости и гротеска. Почти выживший из ума старик двадцать лет ожидает появления своего без вести пропавшего сына. По счастливой случайности, его тоже звали Теодоро! Происходит «узнавание», в результате которого безродный секретарь Дианы вмиг становится аристократом.

Спектакль окончен, влюбленные Диана и Теодоро соединяются, а Марсела находит утешение в браке со слугой Дианы Фабьо. У зрителя остается послевкусие праздника, карнавала, красоты, любви.

Драматург Лопе де Вега был популярен и чтим в Испании. Там сложилось выражение: «Это сделал Лопе». Оно означает, что произведение – самого высокого достоинства.

По аналогии с этим выражением хочется сказать о спектакле: «Это сделал Шапошников». Потому что это высокое достижение и режиссера, и всего постановочного коллектива.

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв