«Я должен чувствовать почву»

4

И. Тельнов в роли Войницкого («Дядя Ваня» А.П. Чехова)
И. Тельнов в роли Войницкого («Дядя Ваня» А.П. Чехова)
3 февраля в Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького состоялся бенефис заслуженного артиста РСФСР Ивана Петровича Тельнова. В спектакле «Вишневый сад» А.П. Чехова он сыграл роль Фирса. А когда-то лет сорок назад, играл Гаева в другом ростовском «Вишневом саде» - в авангардной постановке немецкого режиссера Хартмута Виккерта.

80 лет назад в Кашарском районе Ростовской области родился мальчик, названный Ваней. Отец его погиб на фронте в 1945 году. Тяжёлое послевоенное детство… Его судьба как будто повторяет судьбы юношей послевоенного поколения: крутил баранку на целине, работал киномехаником. Показывая и порой комментируя фильмы, Иван представлял себя в ролях полюбившихся персонажей. Много повидав и получив бесценный опыт реальной жизни, Тельнов приезжает в Ростов-на-Дону поступать в училище искусств. И поступил же – при конкурсе 75 человек на место!

В 1968 году, окончив театральное отделение РУИ (курс Льва Михайловича Вильковича), попал по распределению в Новокузнецкий драматический театр. Последующие почти десять лет работал не только в Новокузнецке, но и в Прокопьевске, Архангельске, Ворошиловграде (ныне Луганск), Ульяновске.

Интересно, что в середине 70-х годов в Архангельск приехал на гастроли Центральный академический театр Советской армии (ЦАТСА). И в его афише среди других был спектакль «Забыть Герострата» по Г. Горину. А в то время в Архангельском областном драматическом театре тоже шёл спектакль по этой пьесе, где Тельнов блистал в роли Герострата. «Ради эксперимента решили обменяться актёрами, – вспоминает Иван Тельнов. – Моей партнёршей стала Людмила Касаткина, с которой мы с тех пор крепко подружились».

А в 1977 году Юрий Ерёмин, главный режиссёр Ростовского театра драмы имени М. Горького, пригласил Тельнова в Ростов-на-Дону. Хорошо помню его появление на ростовской сцене в «Жестоких играх» А. Арбузова. Сразу понималось, что это актёр неординарный, с огромным жизненным и сценическим опытом, тонкий, душевный.

За несколько «ерёминских» лет сыграл в Ростове много. Но особо для меня выделялась роль Автора в «Судьбе человека» М. Шолохова, в которой актёр сумел показать истинно народный характер, силу духа и безграничную доброту русского человека. Чувствовалось, что Тельнов знает жизнь изнутри, не понаслышке. Глубина понимания им простого человека вызывала мой зрительский восторг!

Когда Юрий Иванович Ерёмин уезжал в Москву в ЦАТСА, то собирался в скором времени забрать туда Тельнова. Но что-то не сложилось, не срослось…

За 45 лет в Ростове сыграно великое множество ролей, и не сосчитать. Были и Герцог Олбани в шекспировском «Короле Лире», и Ванюшин в «Детях Ванюшина» С. Найдёнова, и Шпекин в гоголевском «Ревизоре», и Рисположенский в «Банкроте» А.Н. Островского.

Творческий портрет Тельнова «Иван, помнящий родство» был помещён в книге ростовского театрального журналиста Людмилы Фрейдлин «Витамин «Т». Автор пишет, что Иван Тельнов так определяет внутреннюю опору своего актёрского ремесла: «Я должен чувствовать почву».

Эту почву он чувствует во всех своих ролях. И доносит до зрителя, который считает давно полюбившегося актёра не просто заслуженным, но и истинно народным!

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв