Волшебный мир кукол. Тонкости подхода

3

История театра кукол богата и разнообразна. В разных странах и культурах возникали свои, ставшие со временем традиционными, виды кукол и представлений. Шло время, менялась культура в целом, менялся и театр кукол в частности. В какой-то момент истории театр кукол стал восприниматься по большей части как театр для детей.

Это в свою очередь породило следующее тождество: театр кукол равно сказка.

Именно это тождество я и хочу в своей статье… нет, не опровергнуть, а раскрыть. Может быть, даже не столько раскрыть, сколько честно с этим согласиться и подумать, порассуждать, а что же это такое – театр для детей?

Ищем формат

Прежде всего, нужно согласиться с тем фактом, что у ребенка в два года, пять лет и десять лет совершенно разное восприятие мира, связанное с его психологическими изменениями в результате взросления. То, что развеселит пятилетнего зрителя, двухлетнего малыша может сильно испугать, а десятилетке будет откровенно скучно. Поэтому, говоря о театре для детей прежде всего следует понять, а для какого зрителя я делаю спектакль? Кто придет ко мне в зрительный зал, с кем я буду разговаривать? Я неспроста отметил эти три возрастных категории, на мой взгляд, театр для детей должен быть для трех возрастных групп:

бэби-театр – спектакли для самых маленьких от 1,5 до 3 лет,

детский театр – спектакли для детей от 4 до 7 лет,

раннеподростковый театр – спектакли от 8 до 12 лет.

Поговорим о каждой категории

Отдельно

Бэби-театр (от 1,5 до 3-х лет)

Спектакли, ориентированные на эту возрастную категорию, не должны иметь отрицательных, злых героев, конфликт между персонажами здесь не нужен, конфликт должен быть в ситуациях, в обстоятельствах. Зайчик не может достать яблоко с дерева, и ему на помощь приходит белочка, срывает что-то с дерева, а это оказывается шишкой. Также важно в бэби-театре активное взаимодействие со зрителем, так как в этом возрасте начинает проявляться личность ребенка, его самосознание «я сам» «я помощник». Ребята, яблоки растут на елочке? Давайте поможем зайчику, покажем, на каком дереве растут яблоки. Использование планшетной системы кукол для бэби-театра – идеальный вариант: актер одновременно взаимодействует и со зрителем, и с персонажем. Помимо развлекательной функции, у бэби-театра есть еще ряд задач, которые он должен перед собой ставить:

1. Социализация. В театре нет ничего страшного, тут нечего и некого бояться, здесь очень интересно, тут добрые и хорошие «дяди и тёти».

2. Познавательная. Малыш познает для себя новое, во время интерактивных игр получает новые тактильные ощущения, глядя на декорации, куклы, костюмы - расширяет гамму привычных визуальных образов.

3. Воспитательная. Ребенок, следя за происходящим на сцене и участвуя в действии, посредством интерактивных игр определяет для себя, что такое хорошо, а что плохо, формулирует для себя, почему это хорошо, а это плохо. Маленький зритель, посмотрев спектакль, понимает, что если без спроса брать таблетки, как поросенок из сказки, можно сильно заболеть, приедет доктор и будет делать укол.

Детский театр (от 4-х до 7 лет)

В этой возрастной категории зритель более смелый, отрицательные герои его скорее забавляют, нежели пугают. Поэтому без отрицательных героев, «злых» персонажей, спектакль, ориентированный на эту возрастную категорию, теряет всякий смысл, поскольку ребенок в этом возрасте имеет четкие градации добра и зла, готов делать выводы о героях и их поступках. Да и большинство сказок, которые мы привыкли видеть в театрах кукол, без «плохих» героев не обходятся.

Именно отрицательный герой подчеркивает качества положительного героя, помогает ему раскрыть свои лучшие стороны.

Хотелось бы обратить внимание на материал, и не столько на сам материал, сколько на его подачу. Кукольный спектакль может быть любым, но он не может быть скучным! Для детей скука — это пытка, это что-то совершенно несопоставимое с их миром, с их темпераментом. Позволю себе поделиться одним наблюдением. Когда ребенок один, он способен удерживать внимание на чем-то гораздо дольше, чем в коллективе. Например, дома перед сном мама читает книгу, ребенок внимательно слушает, вникает, может слушать сказку из маминых уст целый час. Когда же воспитательница в саду читает сказку для группы из 20 детей, ей периодически приходится отвлекаться от чтения и делать замечания, призывать к тишине, но дольше 20 минут это чтение вряд ли продлится. А уж если собрать 80 детей и начать читать сказку, через 5 минут начнется гул, а через 10 на читающего никто не будет обращать внимания. Чем больше слушателей, тем быстрее им становится скучно и они начинают себя занимать чем-то более интересным, например беседой с товарищем, сидящим рядом. Поэтому во время работы над детским спектаклем огромное внимание нужно уделить динамике спектакля.

Работа актеров должна быть яркой, образы интересными, характеры острыми.

Отсюда определяю ряд пунктов, которым должен соответствовать спектакль для детей возрастной категории 4-7 лет.

1. Яркие образы и характеры. Безликие герои не «зацепят» маленького зрителя, не будут вызывать эмоционального интереса, за ними будет скучно наблюдать.

2. Противопоставление добра и зла (хорошего/плохого, правильного/неправильного). Это и классическая история про Серого Волка и Красную Шапочку, и авторская сказка по ПДД, где соблюдать правила хорошо, а нарушать – плохо.

3. Динамика действия. Это отнюдь не суета, поскольку суета на сцене, забалтывание текста артистами, рваные движения кукол утомляют зрителя, он просто в какой-то момент устает следить за всей этой неоправданной беготнёй. Действие должно быть сбалансированным и динамичным, за внимание современного зрителя приходится бороться. Чуть актеры передержали паузу или, наоборот, не выдержали её, заболтали текст, не усилили вовремя подачу звука, чуть просело действие - всё! Зрительный зал загудел. Спектакль для публики становится неинтересным.

Еще раз заострю внимание на том, что я не пишу об экспериментальных театрах, о кукольных спектаклях, которые изначально создаются для участия в фестивалях и конкурсах. Речь идет о репертуарных спектаклях для детей.

Раннеподростковый театр (от 8 до 12 лет)

Этот зритель в определенном смысле самый сложный. Детские темы им уже неинтересны и скучны, взрослые еще непонятны. На вопросы героев они или не отвечают, или отвечают умышленно неверно – в силу психологических противоречий, свойственных этому возрасту.

Для этого зрителя более всего подходит развлекательный контент. Все поучительные, воспитательные моменты должны быть умело отодвинуты на второй план, чтобы зритель сам, без лишних «костылей» смог их сформулировать для себя.

В представлениях, ориентированных на этот возраст, не обойтись без спецэффектов, мощного звука, острых взаимоотношений между героями. Что же касается кукол, то милые обаятельные зайчики и свинки будут не так интересны, как острохарактерные персонажи с незаурядной внешностью.

Дети в таком возрасте начинают осознавать конечность бытия, переживать страх смерти, отсюда любовь ко всякого рода страшилкам. Рассказывая друг другу страшные истории, они как бы проходят через этот страх, смеются над ним и тем самым избавляются от него.

Поэтому зрителям этого возраста будут интересны спектакли с мистическими сюжетами, но цель таких спектаклей не просто напугать или развеселить, а помочь пережить и победить свои страхи, посмеяться над ними и отпустить.

Театр кукол был и остается волшебным местом, где оживает сказка, которая поможет понять себя и окружающий мир. Главное, чтобы мы, взрослые, создающие эту сказку, четко понимали, для кого мы ее создаем.

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв