Методики по технике управления театральной куклой

16.05.2022

Первое, с чем мы должны согласиться и к чему в итоге стремиться,  то что театральная кукла  это живой объект.

Когда режиссер ставит кукольный  спектакль, он не использует в нем куклу как часть декорации, кукла это полноправный актер, участник  спектакля. Поэтому пренебрежительно относиться к кукле и кукловождению ни в коем случае нельзя.

Конечно, во всех театральных школах, где готовят актеров-кукловодов,  все знают что такое кукла и как с ней следует обращаться, но к сожалению театральных мастерских по подготовке кукольников становится все меньше. Часто, особенно в провинциальных городах, в театры кукол приходят люди, не обладающие необходимыми для работы с куклой навыками. И все тяготы обучения кукловождению ложатся на плечи театрального коллектива.

dsc_0066.jpg

В этой статье я хочу сформулировать несколько важных принципов, важных пунктов, на которые необходимо опираться при обучении кукловождению.

Итак, четыре раздела, четыре  «кита» на которых, по-моему мнению, стоит кукловождение.

Нос

Объект

Уровень и шаг

Пластика

Нос. Независимо от системы куклы, самое главное правило, которое знают все причастные к театру кукол – кукла смотрит носом. Это правило,  как таблица умножения, должно жить где-то на подкорке и включаться всегда, как только в руки попадает театральная кукла.  Неважно, в руках марионетка, гапит или планшетка, надета  маска или ростовая кукла, всегда действует железное правило – кукла смотрит носом. 

Для отработки этого навыка предлагаю ряд следующих упражнений:

1. Слежение за движущимся объектом.  Кукла следит за движущимся объектом, четко попадая носом в траекторию движения объекта слежения. Кот следит за летающей мухой. Важно, чтобы объект слежения был реальный и конкретный. Обязательно должен быть придуман характер куклы и  предлагаемые обстоятельства. Сытый кот ,следящий за полетом мухи- это одна ситуация, голодный кот, следящий за полетом воробья- совсем другая.

2. Слежение за статичным объектом. Кукла в движении следит за статичным объектом, четко попадая носом на объект, при этом изменяя свою траекторию движения. Ребенок, держа маму за руку, проходит мимо красивой игрушки. Опять таки, важны четко придуманные предлагаемые обстоятельства и характер персонажа.

3. Работа по этажам.  Исключительно техническое упражнение. Для куклы определяются точки внимания, не менее шести, на разных уровнях и планах, каждой точке присваивается номер. Затем кукловоду даются  четкие короткие команды и кукла должна, мгновенно среагировав, “посмотреть” носом в нужную сторону.

Объект. Говоря о том, что кукла смотрит носом, мы уже коснулись темы объектов. Конечно же, смотреть нужно на что-то конкретное. Более того, кукла не может смотреть  вникуда, смотреть просто так, кукла думает  посредством смены объектов. Я определяю несколько таких объектов внимания:

1. Собеседник. Кукла так же как и человек, смотрит на своего собеседника (естественно, носом).

2. Зал. Зал для куклы это тоже собеседник, часто через зал кукла оценивает услышанное от собеседника.

3. Мысль.  Тут важно понимать, что кукла смотрит на то, о чем думает.

Итак, есть три основных объекта: Собеседник, Зал, Мысль.

Разберем и возьмем в качестве примера следующую ситуацию: лес, Серый Волк встречает Красную Шапочку.

Серый Волк. (смотрит на девочку) Здравствуй, Красная Шапочка

Красная Шапочка. (смотрит на волка) Здравствуй, Волк

Волк. (смотрит на корзинку) А что ты несешь? (смотрит на Красную Шапочку)

Красная Шапочка. (смотрит на корзинку, потом на волка) Пирожки для бабушки

Волк. (смотрит в зал) для бабушки? (смотрит на Красную Шапочку)

Мы видим, что беседуя с девочкой волк думает о девочке, говоря о корзинк,е он думает о корзинке, поэтому и смотрит на корзинку. Представим, что волк спрашивая о корзинке, продолжает смотреть на девочку…Работа куклы будет неточной. Оценивая через зал весть о том, что где-то есть бабушка, кукловод дает понять зрителю, что у волка в голове созрел какой-то план.

Очень важно понимать, что у куклы всегда должен быть объект внимания. Всегда. Кукла не может ни на что не смотреть, не может ни о чем не думать. Даже когда кукла просто идет вперед, она смотрит туда, куда идет и понимает, зачем и для чего идет.                                                                                                             

Уровень и шаг.  Этот раздел касается, в основном, так называемых верховых кукол. Кукол, которые работают на ширме. Здесь я так же определяю ряд важных пунктов, которые следует учитывать в процессе обучения кукловождению.

1. Пол.  У куклы есть пол, по которому она ходит. У каждой куклы свой рабочий уровень на ширме, в зависимости от конструкции и системы управления,  но для всех без исключения должен быть пол. Кукла не может то проваливаться, то появляться во весь рост, за исключением режиссерских решений. Если кукле по сценарию необходимо наклониться  для чего-либо вперед или назад, важно обратить внимание, что уровень не должен изменяться, пол из под ног у куклы никуда не ушел, кукла не проваливается, а именно наклоняется. Уровень нужно отрабатывать, тренировать. Уровень в работе с верховой системой кукол должен быть у кукольника отработан до автоматизма.

 2Шаг. Кукла не может плыть, опять таки если это не решение режиссера, кукла должна ходить, у куклы должна быть походка, шаг. Здесь нужно обратить особое внимание на длину шага. Из своей преподавательской практики я сделал вывод, что неопытные кукловоды начинают семенить, им кажется, что кукла должна делать малюсенькие и частые шажки. Нет. Нужно определить длину шага каждой конкретной куклы. Так же как и у людей, шаг куклы- примерно треть от роста, отсюда тростевая кукла с высотой над ширмой 60 сантиметров имеет шаг в 20 сантиметров, то есть расстояние в два метра кукла пройдет за десять шагов, а это, к слову, половина ширмы среднего ширмового спектакля. Следующий момент, на который обязательно стоит обращать внимание неопытных кукловодов- во время ходьбы не нужно вертеть головой, поскольку, как мы уже говорили, кукла смотрит носом; этот самый нос нужно держать по направлению движения куклы, кукла смотрит туда, куда идет и туда, о чем думает.

 Пластика. Мимика у куклы ограничена, поэтому все оценки и эмоции играются исключительно за счет выразительных поз, за счет пластики куклы. Для тренировки этого навыка рекомендую использовать такой актерский инструмент, как наблюдение, и тут нам на помощь приходят домашние питомцы.  У собак и кошек нет такого богатства мимики, как у людей, но мы всегда четко понимаем их эмоции. Смущение, замешательство, страх, настороженность, заинтересованность -всё это мы читаем по пластике животных, а если разобраться- по соотношению между собой головы, тела и лап. Движения куклы должны быть плавными, не рваными. Кукла должна быть живой. Рекомендую отработать следующие упражнения: ,

1. Два элемента. Кукла выглядит живой, когда работает хотя бы две части тела. Например, голова и рука. Голова и плечи. Руки и ноги. Обращу внимание, что речь не идет о хаотическом движении конечностями куклы. Нет. Движения должны быть органичны, естественны для куклы.

2. Начало с головы. Стоит отдельно отрабатывать начало движений куклы, в большинстве случаев движение начинается с головы, импульс идет от головы. Собственно, как и у нас, у людей. Человек идет по улице, вдруг кто-то его окликнул, человек оборачивается назад. Движение начинается с головы, потом уже догоняет тело. Также и с куклой. Движение начинаем с головы, а за головой уже идет доворот корпуса.

3. Посыл-отказ. Держа объект внимания носом, пробуем сначала наклонить куклу вперед , затем  назад. Получается что-то вроде: «Что там такое?» «Да ладно!».

dsc_2118.jpg

Никакой навык не может быть освоен изучением лишь теоретической части, навык штука практическая. Владение театральной куклой это навык, это практика, постоянный поиск чего-то нового. Это желание сделать своего персонажа ярким и интересным. Поэтому приглашаю вас в этот сложный, но такой захватывающий мир кукол!

image-14.jpeg

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв