«Честное имя всего дороже»

3

Клостерман – А. Коваль, Марфа Антоновна – Т. Алексеева
Клостерман – А. Коваль, Марфа Антоновна – Т. Алексеева
В декабре 2022 года в Таганрогском ордена «Знак Почёта» театре имени А.П. Чехова состоялась премьера спектакля «Как живой» по пьесе Виктора Ольшанского.

В основе – курьёзный случай, исторический анекдот. Как пишет драматург, это комедия по мотивам удивительной истории, рассказанной послом Франции в Российской империи графом Луи Филиппом де Сегюром. Если в воспоминаниях посла этому случаю уделяется всего несколько абзацев, то фантазии драматурга хватило на целую пьесу.

На протяжении всего спектакля таганрожцев зритель находится в полнейшем напряжении (режиссёр-постановщик Алексей Матвеев). Каких только причуд не бывает у царственных особ! И вот, императрица Екатерина Вторая (Ольга Билинская) даёт приказ изготовить чучело Клостермана и поместить его в кунсткамеру. И чтобы он был как живой.

На сценическом вращающемся круге ажурная конструкция лестницы с многоярусными площадками (сценография Татьяны Колесниковой). Слух Екатерины услаждает придворный Певец (Бажен Кульбеда), эффектно спускающийся в голубом дыму по лестнице. На нём дивный наряд – перья, кружева. И над всем этим придворным великолепием – портрет императрицы.

На наших глазах дворец становится домом купца и придворного банкира, обрусевшего немца Ивана Иоганновича Клостермана. За что и почему ему такая жестокая казнь? Роль Клостермана исполняет Александр Коваль. Органичность существования на сцене, умение «влезть в шкуру» своего персонажа, да так, что даже видно, как шевелятся его мысли – вот отличительные качества этого актёра. Ощущение, что он, как и зритель, не знает, что будет дальше с его героем. И всё, происходящее с ним на сцене, рождается на наших глазах.

Показателен разговор Клостермана с женой, Марфой Антоновной (Татьяна Алексеева). На её вопрос: «Неужто в самом деле воровать не приходилось?» Коваль-Клостерман отвечает не сразу. Повисает пауза, в течение которой он прокручивает всю свою жизнь, и звучит растерянный ответ: «Нет». А дальше: «Ни разу?» И опять внутренняя работа, рождающая уже твёрдый ответ: «Ни разу». Он считает, что для купца «честное имя всего дороже».

В спектакле «Как живой» множество комедийных ситуаций, и артисты мягко и ненавязчиво, не комикуя, разыгрывают их. Восхищает тонкая и тщательная работа режиссёра. На сцене замечательный актёрский ансамбль, в котором каждый исполнитель на месте, у каждого персонажа есть свой выигрышный «кусок». Хороша и ушлая служанка Софья (Елизавета Афанасьева), и таксидермист Шульц (Роман Пылаев), и дети Клостермана – Лизхен (Ирина Володина) и Петруша (Михаил Головков), и учитель Петруши (Максим Ушмаев)…

Почти в финале спектакля к Клостерману с неожиданным известием приезжает обер-полицмейстер Санкт-Петербурга Тарбеев (Артём Лопатин). Но доведённый до отчаяния Клостерман не слушает его. В длинной белой ночной рубашке, напоминающей одеяние висельника, он взбегает по лестнице под самый портрет императрицы и бросает Тарбееву обличительные революционные фразы. Вспоминается Ленин на броневике…

Но не бойтесь, всё должно кончиться хорошо, ведь это же комедия! Комедия, блестяще разыгранная таганрогским театром.

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв