«Времена не выбирают…»

5

В Таганрогском камерном театре (ТаКТе) идёт премьерный спектакль «33 счастья» по пьесе Олега Богаева (режиссёр-постановщик Алексей Логачёв). Этот спектакль – плод работы федерального проекта Театра наций «Лаборатория по современной драматургии» под руководством Олега Лоевского.

В ТаКТе, размещающемся в Молодёжном центре, было две сценические площадки. Во-первых, большой зрительный зал, который на самом деле не так уж и велик. А во-вторых, малая сцена в специально оборудованном подвальном помещении. А теперь, специально для спектакля «33 счастья», появилась и третья. Это часть фойе Молодёжного центра. Стулья для зрителей расставлены по периметру с трёх сторон сценической площадки, покрытой коврами.

Эти ковры – символ отношения таганрогского зрителя к своему театру. Когда стало ясно, что для спектакля понадобятся ковры, театр обратился в соцсетях с вопросом-просьбой: «У кого есть ненужные ковры?» Зрители откликнулись, и теперь мы видим устланный коврами пол фойе.

Это создаёт особую атмосферу того времени, когда ковёр в квартире воспринимался одним из элементов благополучия.

В программке спектакля жанр обозначен как «комната смеха для одинокой пенсионерки». Но это не та комната смеха, которых немало встречалось в парках культуры и отдыха – с кривыми зеркалами. Когда смех вызывался искажением лиц и фигур. На спектакле зритель смеётся не потому, что видит искажённым себя. Он, ставя себя на место героев, узнаёт свои желания, результаты этих желаний и растроганно, по-доброму улыбается.

На протяжении всего спектакля я ловил себя на мысли о неуловимой схожести увиденного с чемто, похожим на цирк. Персонажи, находящиеся перед зрителями на расстоянии вытянутой руки, «на носу у зрителя», могут коснуться тебя ладонью, смотрят в твои глаза и подают реплики именно тебе. Этот способ существования артистов похож на поведение клоунов, ковёрных (на ковре же!).

Действие происходит 31 декабря. А как известно, в новогоднюю ночь случаются чудеса. Вот и купленный Старухой минтай становится вдруг разговорчивым: «Отпусти меня, я исполню любое твоё желание». Старухе, в первый раз оказавшейся в одиночестве в новогоднюю ночь, хочется чего-то необыкновенного. И чудеса начинаются. Сначала раздаётся звонок в дверь и появляется её Старик, умерший полгода назад. И жизнь идёт, как будто он и не умирал никогда. Всё своим чередом – Старик ходит в баню, за хлебом в соседний магазин, Старуха, как и прежде, волнуется, когда же он вернётся…

Но, как в известной сказке, после исполнения первого желания возникает следующее. И в этом старикам помогает трио – ВИА «Золотая рыбка», размещающееся по четвёртой стороне периметра фойе и молчаливо сопричастное происходящему. Участники трио (Екатерина Власова, Константин Илюхин и Константин Решетило) не только занимаются волшебством, но и, выходя в центр сценической площадки, танцуют, а их солистка поёт. Поёт замечательно, превращая спектакль в ностальгический концерт из старых советских песен.

Всякий раз смотришь спектакли ТаКТа и поражаешься, какой разной может быть Людмила Илюхина! И здесь, в своей (не ошибусь) звёздной роли Старухи, она поражает умением перевоплощаться. На протяжении спектакля меняется её пластика, выражение лица. Ощущение, что меняются даже мысли, что-то внутреннее.

Появляясь вначале сгорбленной, со старческой неловкой походкой, она совершенно преображается в сценах, где по воле Золотой Рыбки путешествует во времени. Вот она уже юная девушка, гибкая, стройная, сильная. А когда Золотая Рыбка отправляет её в Голливуд, мы видим капризную самоуверенную кинодиву, знающую себе цену.

Старик и Старуха – замечательный дуэт, в котором артисты тонко чувствуют партнёра. Каждый из них бережен к другому, не выпячивает себя на его фоне. Владимир Волжин в роли Старика сумел найти нужные краски своему персонажу – и в разное время, и в разных социальных слоях. Видим его старым человеком, с мелкой суетливой походкой, с жестом разведённых рук, как будто он танцует «Барыню». А вот – новый русский, получающий удовольствие в американском антураже. У него появляется иностранный акцент, властность, капризность. В качестве же молодого учёного он напоминает персонажа из советских фильмов 60-х годов. Но в каком времени он бы ни пребывал, в каком качестве ни находился, он всегда любит свою Старуху.

И Старик, и Старуха просили у Золотой Рыбки не для себя, а друг для друга. И всякий раз всё кончалось неудачно, потому что они оказывались инородными другому времени и месту.

Финал спектакля. Старуха остаётся одна. Скоро она уйдёт к своему Старику, которого ангелы уже вернули на небо. И она понимает: всё самое чудесное, что с ней происходило, – это её настоящая жизнь. Не другая жизнь, которая могла бы быть её. И вслед за Старухой ты сам понимаешь, что твоё место, твоё время – единственное для тебя. И вспоминаются строки Александра Кушнера:

«Времена не выбирают,

В них живут и умирают.

Большей пошлости на свете

Нет, чем клянчить и пенять.

Будто можно те на эти,

Как на рынке, поменять».

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв