Театральные разговоры в Донской библиотеке

25.03.2019

Нынешний год, объявленный в России «Годом театра», в Ростовской области ознаменован целым рядом ярких событий. Свою разнообразную и насыщенную программу тематических показов и встреч к этому году подготовили и в Донской государственной публичной библиотеке. О некоторых из них нашему корреспонденту рассказал их автор, сотрудник отдела искусств библиотеки Александр Пхида.

– Александр, как формировалась программа ваших проектов, и какие цели в ней вы преследовали?

– Та программа, которой занимаюсь непосредственно я, состоит из двух направлений. «Театральные разговоры» ­ это ряд встреч с ростовскими деятелями театра. А второе направление, мы его назвали «Во что играют в театре. Российская сцена на экране» ­ это цикл видеопортретов ярких представителей российской режиссёрской школы, которые мы попытались сложить из фрагментов их спектаклей.

– На кого конкретно вы обратили своё внимание?

– Ну давайте тогда по порядку. Обдумывая планы «Театральных разговоров», например, я хотел пригласить к участию в них, во­первых, тех представителей ростовской сцены, которые, на мой взгляд, олицетворяют некие процессы и важные тенденции в современном театральном искусстве. А во­вторых, – тех актёров и режиссёров, которые необычайно интересны и мне самому.

Первую встречу мы провели в диалоге с главным режиссёром ростовского Театра 18+ драматургом Германом Грековым. Это негосударственный частный театр, созданный и работающий при поддержке донского мецената Евгения Самойлова и в этом году вступивший в свой шестой театральный сезон.

– И этот свой сезон, как мы знаем, театр ознаменовал значительными достижениями. Два его спектакля стали номинантами в пяти категориях российской национальной премии «Золотая маска».

– Да. Этих спектаклей мы, конечно, тоже коснулись в наших разговорах. Это «Ханана» по пьесе Германа Грекова в постановке художественного руководителя театра Юрия Муравицкого.

   И второй их «масочный спектакль» ­ это некое театральное путешествие по книге «Волшебная страна» Максима Белозора в режиссуре Всеволода Лисовского. Книга и спектакль собраны из парадоксальных анекдотических историй, в духе Даниила Хармса. Материалом для них послужила жизнь представителей ростовского художественного андеграунда 80­х годов прошлого века, прославившихся в Ростове акциями своего творческого объединения «Искусство или смерть».

– Насколько я помню, в него тогда входили такие сейчас известные художники, как Валерий Кошляков и Юрий Шабельников, яркие, теперь мифологизированные личности, как трагически ушедший из жизни Сергей Тимофеев или прославившийся своими скандальными акциями Авдей Тер­Оганян и другие.

– Необычным образом сочинён и выстроен и этот спектакль. Его зрители собираются не в театральном помещении, а на Социалистической улице неподалёку от Кировского проспекта. И потом из этой точки совершают своеобразное паломничество вниз к Дону по непарадным улочкам старого Ростова. Где в заброшенных двориках, в подворотнях и у ветхих заборов их поджидают актёры театра с короткими репликами персонажей из книги Максима Белозора. При этом часть этого текста произносят артисты. А конечные реплики, написанные на стенах домов, тротуаров или на заборах читают сами зрители.

В конечном итоге получается, что главным героем этого спектакля становится сам Ростов в его диалоге со временем. С его выщербленными годами истории мостовыми, серыми, омытыми многими дождями заборами, с морщинами трещин на фасадах его домов.

И этот своеобразный перформанс, кажется, и придуман был для того, чтобы создать к портрету старого города подобающую ему раму. Кстати, рассказ об этом спектакле на нашей встрече вызвал у зрителей наиболее острый интерес.

– А как отнеслась ваша аудитория к некой стилистической особенности репертуара Театра 18+, в котором нередко со сцены звучит ненормативная лексика?

– Как ни странно, с пониманием. Мне и самому казалось, что позиция театра позволять своим героям выражаться сегодняшним непричёсанным подцензурным языком может вызвать возмущение консервативной аудитории постоянных посетителей библиотеки. Однако, и книга Белозора, и пьеса «Ханана» самого Грекова, отрывки из которой я цитировал на этой встрече, слушателями были восприняты спокойно. Более того, в них были подмечены черты российской реалистической традиции, перекликающиеся с пьесами «На дне» Горького или «Власть тьмы» Толстого.

– Какие ещё традиции были затронуты во время «Театральных разговоров» в вашей библиотеке?

– Продолжением важной и дорогой для меня традиции являются сами эти «Разговоры». В каком­то смысле я сам воспитан в процессе таких театральных диалогов. Когда­то в старом добром ростовском отделении Союза театральных деятелей (может быть, оно даже было тогда отделением ВТО) существовал обычай проводить театральные лаборатории для любительских театров Ростова и области и примкнувших к ним всех желающих. Приезжали московские педагоги, театральные критики, столичные актёры и разговаривали с нами о различных достижениях и проблемах театрального искусства, а мы, внимая им, учились слышать, видеть и понимать театр. И в правлении ВТО даже существовала секция «Зрители», в которую тогда входил и я. Но, сегодня таких собраний для театральных зрителей днём с огнём не найти. Так вот, простите за дерзость, мне захотелось вернуться к той давней традиции и в меру моих скромных сил её возродить.

– Ну и как, получается?

– (Cмеётся.) С переменным успехом. Но тут, как говорили древние, «надо честно раскладывать свой костёр, а огонь упадёт с неба». Мы старательно раскладываем свой костёр и приглашаем всех желающих у него погреться. Нам важно, чтобы в его свете как можно большее количество любителей театра и просто думающих и не прокисших в разнообразном культурном ширпотребе людей обратили внимание на творчество, а в чём­то и подвижничество, скажем, ростовского авторского театра Екатерины Рындиной. Он называется «Человек в кубе» (т.е. человек в масштабе третьей математической степени, в своеобразном объёме 3­D). Общению с режиссёром и её актрисами была посвящена наша вторая встреча. Это уникальный для нашего культурного ландшафта театр, в репертуаре которого авторские спектакли­исследования о жизни и творчестве Пушкина, Гоголя, Мольера и Кэрролла, работы по книгам Ахматовой, Цветаевой и других замечательных авторов.

   А впереди у нас общение с замечательными мэтрами ростовской сцены, юбилярами нынешнего года народной артисткой России, актрисой театра имени Горького Татьяной Шкрабак и главным художником Музыкального театра, лауреатом премии «Золотая маска» Степаном Зограбяном.

– Я хочу, чтобы теперь вы немного рассказали и о другом вашем проекте – видеопоказах «Во что играют в театре. Российская сцена на экране».

– В каком­то смысле его можно назвать свое­образным продолжением или расширением «Театральных разговоров». Приданием проблемам, о которых мы говорим с ростовскими театралами, всероссийского масштаба. Для этого мы и обращаемся к мастерам российской сцены, которые некоторым образом определяют творческую погоду на ней сегодня. В нашу сводную афишу видеопортретов вошли замечательный московский режиссёр и педагог Пётр Фоменко,  его ученик, нынешний руководитель МХТ им. А.Чехова, Сергей Женовач, художественный руководитель театра им. Е. Вахтангова Римас Туминас, главный режиссёр театра им. В. Маяковского Мигдаугас Карбаускис, режиссёр и художник Дмитрий Крымов и наш земляк, чьё имя сейчас на слуху у всех, Кирилл Серебренников.

– Серебренников сегодня большинству зрителей известен, к сожалению, скорее судебным скандалом, развернувшимся вокруг его имени, нежели своим творчеством.

– Вот именно! Поэтому нам и захотелось отвлечься от разного рода, порой грязных, спекуляций вокруг его имени и спокойно и непредвзято пересмотреть некоторые из его наиболее резонансных спектаклей, чтобы понять,  «так ли страшен Кирилл, как его малюют». Тем более это должно быть интересно нам, его землякам, многие из которых помнят Серебренникова по совместной учёбе в университете или работе в ростовских театрах.

– На каких его спектаклях вы остановили свой выбор?

– На тех, которые оказались нам доступны, а главное – наиболее ярко отразили особенные черты его творчества и сделали его той уникальной фигурой нашей театральной жизни, о которой постоянно говорят критики и зрители, кто с ненавистью, а кто и с восторгом.

Это «Откровенные полароидные снимки» Равенхилла на сцене московского театра им. А. Пушкина. После этого спектакля Серебренникова назвали открывателем стиля и приёмов постановки современной драматургии. «Голая пионерка» с Чулпан Хаматовой в главной роли на сцене «Современника» стала попыткой жёсткого и остропарадоксального взгляда на станицы истории Великой Отечественной войны.

 Интересно нам было осмыслить и опыт «Маленьких трагедий» Серебренникова, одного из последних его спектаклей по произведениям Пушкина в Гоголь­центре, который многие критики почти единодушно признали одним из главных достижений его творчества, поднявших его на особенную художественную высоту.

Давно и не нами замечено, что величайшая роскошь на земле – это роскошь человеческого общения. А если это общение в связи и по поводу высоких достижений в искусстве театра, то и нас самих это поднимает на определённую высоту, чтобы лучше видеть и понимать, что происходит с нами и вокруг нас. Для этого в конечном итоге мы и затеяли наши «Разговоры». Присоединяйтесь.

Интервью записал Юрий Буянин.

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв