Страшные сны Митрофанушки

4

Фото из архива театра__ спектакля «Недоросль» Д.И. Фонвизина (режиссёр Роман Гольцев)
Фото из архива театра__ спектакля «Недоросль» Д.И. Фонвизина (режиссёр Роман Гольцев)
4 ноября Шахтинский драматический театр показал премьеру спектакля «Недоросль» Д. И. Фонвизина (режиссер Роман Гольцев).

 Спектакль начинается с того, что в сумерках на пустой сцене Митрофану (Никита Сотчев), лежащему на постели, снятся сны.

Страшные сны. Появляются персонажи в чёрных балахонах с огромными свиными головами. Привет дяде Скотинину (Алексей Хомяков)? Появляются они из красного марева, а Митрофан в это время беспокойно крутится на кровати.

Потом как будто всё успокаивается, но нет! Монстры возвращаются. Они ведут на цепях девушку, мучая её.

По-видимому, это Софья (Анастасия Сюсюкина). А Митрофан продолжает метаться на кровати, возможно, опасаясь, что и его могут так когда-либо схватить и повести. Одна из «свиней» забирается на кровать, снимает свиную голову и… О ужас, да это же маменька, госпожа Простакова (заслуженная артистка России Елизавета Добринская)! Она читает указ императрицы, в котором говорится, что дворянским детям позволено жениться только после того, как они одолеют все науки. Маменька исчезает, а проснувшийся Митрофан восклицает сакраментальное: «Не хочу учиться, а хочу жениться!»

Эх, если бы весь спектакль был выдержан в таком фантазийном ключе! Но далее всё сбивается на просто разыгрывание известной всем со школьных лет комедии. Жанр спектакля театр обозначает как «русская комедия». Но это не костюмный спектакль, здесь художник Зураб Мачитадзе не привязывается к определённому историческому временному отрезку. Мы видим персонажей, одетых и в наряды XIX, и даже XX века.

Необычен следующий режиссёрский ход. Когда Вральман (Алексей Стальнов) приезжает в имение Простаковых, то клеит бороду и переодевается в другой костюм. Так он становится то портным Тришкой, то учителем арифметики Цыфиркиным. И даже в таком маскарадном обличье Вральмана узнаёт его бывший хозяин Стародум (Андрей Марков).

В финале после слов Правдина (Николай Фомин): «А пойди-ка, послужи», Митрофана уводят два бравых солдатика.

Все участники спектакля выходят на авансцену и поют песню «Ой, мама, мама, больно мне» из репертуара группы «Алиса»:

«На моей земле, видно, так повелось,

Всё не слава Богу, всё не так, как у всех…»

И эта песня, написанная в двадцать первом веке, завершает «русскую комедию» века восемнадцатого.

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв