Разговоры о любви в Новошахтинске

6(2022)

"Золушка"
"Золушка"
С 14 по 22 мая в Новошахтинске с успехом прошёл VI Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…». После открытия, по доброй красивой традиции, был выпущен в небо огромный воздушный шар. А на нём – названия городов, театры которых участвуют в фестивале. Это Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Владимир, Ставрополь, Брянск, Орёл, Мичуринск, Петропавловск-Камчатский, Кинешма, Долгопрудный, Запрудня (Московская область), Новошахтинск, Таганрог, Новочеркасск и Донецк (Донецкая народная республика).

– В 2022 году фестиваль «Поговорим о любви…» стал победителем конкурса Президентского фонда культурных инициатив, что значительно повысило его возможности. Благодаря выигранному гранту появилась возможность предоставить льготы на билеты для пенсионеров, студентов, детей из малообеспеченных семей, – отметил первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Александрович Гуськов. – Это сделало просмотр спектаклей доступным наиболее широкому кругу любителей театрального искусства. Фестиваль расширяет границы – в текущем году он пройдёт ещё и в Новочеркасске, Таганроге, Ростове-на-Дону.

Фестиваль проходил в атмосфере дружбы и любви, сплочённости театрального братства. После каждого спектакля зрители имели возможность поговорить с актёрами, режиссёрами, руководителями театров. Об искусстве, о жизни, об увиденном на сцене и, конечно, о любви.

Спектакли оценивало профессиональное жюри под председательством театрального критика Ольги Валентиновны Сенаторовой (г. Москва). В его состав также вошли деятели театрального искусства из Ростова-на-Дону, Иркутска, Новошахтинска. В этом году работало и зрительское жюри.

Светлана Николаевна Сопова, художественный руководитель Новошахтинского драматического театра, была награждена специальным дипломом жюри в номинации «За океан любви» – за огромный личный вклад в становление и развитие фестиваля.

Много призов собрал Донецкий республиканский академический молодёжный театр (г. Макеевка, ДНР). Театр получил специальный диплом жюри в номинации «За искреннюю и самоотверженную любовь к Его Величеству Театру и своему зрителю». А спектакль «Как боги» по пьесе Владимира Полякова был награждён специальным дипломом жюри в номинации «И жизнь, и слёзы, и любовь…».

«Сцены из столичной жизни» – таким заявлен жанр спектакля (режиссёр Евгений Романенко). Тут и спивающийся бывший дипломат Гаврюшин (Евгений Романенко), и его жена Вера (Оксана Плюха), преподающая светский этикет, и Артём (Валерий Машошин), берущий у неё уроки и считающий своим кумиром плутоватого бога Гермеса… Ситуации в спектакле, поначалу кажущиеся комическими, по мере действия становятся печальными и даже трагическими.

И детям, и их родителям адресован другой спектакль дончан – «У ковчега в восемь» по пьесе Ульриха Хуба. Это трогательная история о дружбе и верности, в которой полноправными участниками являются музыка, песни и танцы (режиссёр Арутюн Киракосян).

Два Пингвина (заслуженный артист ДНР Вадим Басалыгин и Анастасия Казиева) ссорятся с третьим (Александр Кузьмин). Но когда этой паре счастливцев вручаются два билета на Ноев ковчег, они не могут бросить своего третьего друга и проносят его на ковчег в деревянном сундуке. Что порождает массу комедийных ситуаций, показанных с изящным юмором, в котором просто купаются артисты.

Невозможно оторвать глаз от заполошной неугомонной Голубки (Оксана Плюха), на которую свалились оргвопросы по эвакуации и птиц, и зверей, и прочей живности. Ведущий (Владимир Грачёв), настоящий человек-оркестр, весь спектакль не уходит со сцены. А в финале прямо на наших глазах преображается в седобородого Ноя. «Современная притча» – так определяется театром жанр спектакля.

Исполнительница роли Голубки Оксана Плюха отмечена специальным дипломом жюри в номинации «За обаяние и актёрский кураж». А сам спектакль получил диплом дирекции фестиваля «Лучший детский спектакль» и «Приз зрительских симпатий» в категории спектаклей для детей.

Взрослых зрителей потряс спектакль Владимирского академического драматического театра «Скрипка Ротшильда» по рассказу А.П. Чехова. Перенесение прозы на язык театра – невероятно сложное занятие. Но у владимирцев это получилось блестяще. В спектакле заняты четыре актёра. Народный артист России Николай Горохов – Яков Матвеевич Иванов по прозвищу Бронза, Ариадна Брунер – его жена Марфа, Вячеслав Леонтьев – фельдшер, Георгий Девятисильный – Ротшильд, музыкант в еврейском оркестре. Они не только играют свои роли, но и произносят текст как рассказчики, а также разыгрывают его.

Автор инсценировки и постановщик Владимир Кузнецов определяет жанр спектакля как трагикомедия. Действие пропитано театральностью. По сцене разлетаются стружки, ведь главный герой – гробовщик. Прямо на наших глазах из досок, табуреток, утрированно больших вёсел возникают всё новые и новые места действия. Актёры своей искренностью и самоотдачей рождают у зрителя ощущение подлинности происходящего.

«Жизнь прошла без пользы, без всякого удовольствия, пропала зря», – думает Бронза, всю жизнь подсчитывающий убытки. Но последний его поступок искупает всё – умирая, Бронза завещает отдать свою любимую скрипку музыканту Ротшильду, которого он обижал всю жизнь.

Спектакль «Скрипка Ротшильда» удостоен Гран-при фестиваля, а Владимир Кузнецов награждён дипломом имени Ксении Васильевны Торской «Лучшая режиссёрская работа». Несколько лет назад безвременно ушла из жизни К.В. Торская, замечательный режиссёр. Она поставила в Новошахтинском драматическом театре девять запоминающихся спектаклей.

Народный артист России Николай Горохов за исполнение роли Бронзы награждён дипломом имени народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова «Лучшая мужская роль». М.И. Бушнов почти сорок лет возглавлял Ростовское региональное отделение Союза театральных деятелей России, был блистательным актёром.

Диплом имени народного артиста СССР Михаила Ильича Бушнова «Лучшая женская роль» получила артистка Александра Сопова за исполнение роли Маши в спектакле «Три сестры» Новошахтинского драматического театра. Этот спектакль был удостоен и диплома в номинации «Лучший актёрский ансамбль». А артистка Марина Кожушко получила «Приз зрительских симпатий» за исполнение роли Натальи Ивановны.

В спектакле чеховский текст оставлен без изменений, но действие перенесено в будущее (режиссёр-постановщик Михаил Сопов). Звучат слова Вершинина: «Через двести, триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной». И режиссёр переносит нас в то самое наступившее будущее, в котором полетать на ракете – всё равно, что прокатиться на тройке с бубенцами. Но сам-то человек не изменился!

Показали новошахтинцы и детский мюзикл «Волшебник Изумрудного города» по сказке Александра Волкова (композитор Евгений Загот, режиссёр Михаил Сопов), который получил специальный диплом жюри в номинации «Гимн настоящей дружбе». А артист Кирилл Кожушко получил «Приз детских зрительских симпатий» за исполнение роли Тотошки.

В Новошахтинском драматическом театре стало уже доброй традицией взращивать актёрские династии. Специальные дипломы жюри в номинации «Мама, папа, я – театральная семья» получили сразу три династии. Это семья Соповых (Светлана, Юрий, Михаил, Ольга, Александра, еще одна Светлана, Вера), семья Кожушко (Алексей, Марина, Кирилл, Софья) и семья Скулковых (Александр, Кирилл, Никита, Валерия).

Есть театральная династия и в Долгопрудненском театре «Город». Семья Арутюнян (Жаннета, Лаура, Аэлита) тоже была удостоена специального диплома жюри в номинации «Мама, папа, я – театральная семья».

Долгопрудненцы показали на фестивале музыкальный спектакль «Золушка» по Шарлю Перро. Существует несколько драматургических вариантов этой сказки, но в театре сочинили свою сценическую версию. И взялась за это Лаура Арутюнян, она же и режиссёр-постановщик «Золушки».

Нам показывают и Маму (Олеся Агрызкова), и маленькую Златушку (Аэлита Нагнибеда), которая получит у Мачехи (Галина Королёва) прозвище Золушка. А Отец (Роман Дудич), купец, почти в самом начале сказки уезжает по делам и пропадает, оставив маленькую Златушку с Мачехой.

Украшением спектакля является исполнительница роли выросшей Золушки Алёна Маклецова. Милая, обаятельная, с превосходным вокалом, сразу влюбляющая в себя зал. С Принцем (Александр Беляков) она знакомится случайно, ещё до бала, который устраивает Король (Александр Орлов) для выбора невесты сыну. Яркие костюмы и декорации, музыкальность, танцевальные и вокальные номера – всё работает на успех спектакля.

«Золушка» была удостоена диплома в номинации «Лучший спектакль для детей». А Михаил Левашов, исполнитель роли Мальчика Пажа, получил специальный диплом жюри в номинации «Первый шаг».

Приглянулось юным зрителям и выступление Детского драмати ческого «Театра у Нарвских ворот» (г. Санкт-Петербург). Был показан спектакль «Пекарня братьев Гримм. Сказка о пряничном домике».

Жили-были три брата-пекаря – братья Гримм (Павел Москалёв, Максим Шабалин и Роман Сидоренко). И была у них пекарня – не простая, а волшебная! Были в ней и магический шар, и волшебный котёл… И ходили братья в свою пекарню с радостью – как на праздник! И пирожками жонглировали (а после – жарили), и показывали друг другу (и зрителям) фокусы, и исполняли забавные цирковые номера… Представление яркое, со световыми эффектами, клубами дыма, которые шли в зал, а маленькие зрители пытались их ловить.

А как только братья получили заказ на пряники – так стали разыгрывать «Сказку о пряничном домике». Сказка сочинялась на наших глазах – надевались фартуки с аппликацией фигурок мальчика и девочки (Гензель и Гретель). На прозрачных занавесях рисовались незамысловатые декорации (домик, лес). Сколько выдумки проявляют братья, сколько веселья в зале возникает в ответ! Заказ на пряники был выполнен на отлично!

Эту замечательную историю придумала и поставила Мария Критская. Сценография и костюмы Елены Соколовой. «Любое дело можно выполнить интересно и занимательно!» – говорит нам театр. Спектакль награждён специальным дипломом жюри в номинации «За яркую театральность и эксцентричность».

После спектакля петербуржцев Борис Антропьев, руководитель литературно-драматургической части Брянского областного ТЮЗа, провёл мастер-класс «Безоценочное интервью». Он в игровой форме учил юных зрителей не стесняться выражать своё мнение об увиденном на сцене.

Были на фестивале и другие мастер-классы. Так, Михаил Сопов провёл занятия по актёрскому мастерству с юными артистами-любителями, а Александра Сопова с теми же ребятами – по сценической речи.

А перед началом спектакля «Волшебник Изумрудного города» прошёл мастер-класс «Тифлокомментирование – новая социальная услуга для незрячих и слабовидящих». Тифлокомментирование – это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему или слабовидящему зрителю без специальных словесных пояснений. Мастер-класс, который провела Александра Сопова, был предназначен для студентов Новошахтинского филиала ЮФУ, обучающихся по специальности «Начальная школа». В нём участвовали Новошахтинская организация ВОС, Ростовско-Кировская организация ВОС и члены ростовского клуба владельцев собак-проводников «Золотой пёс».

Прошла и творческая встреча с редактором телевизионных программ на канале «Россия-1» «Дон-ТР», заслуженным работником культуры РФ Любовью Александровной Сурковой. Она представила свой фильм «Рецепт доктора Чехова».

Традиционная творческая составляющая новошахтинского фестиваля – художественные выставки в фойе театра. На этот раз зрители смогли увидеть выставку картин «Поговорим о любви…» из фондов Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (г. Ростов-на-Дону).

Как хорошо, что фестиваль, пусть и в виде исключения, открыт и для любительских коллективов. Чеховская студия «Классика» гимназии № 118 (г. Ростов-на-Дону) показала спектакль «Как важно быть серьёзным». Студийцы отважно взялись за постановку комедии великого ирландца Оскара Уайльда, которая и профессионалам-то не всегда удаётся – и получилось! Конечно, под руководством Натальи Николаевны Зубковой, ставшей режиссёром спектакля. Лёгкость в исполнении, тонкий английский юмор, уайльдовская парадоксальность – всё есть в работе юных артистов. Коллектив студии удостоен специального диплома жюри в номинации «За стремление к совершенству».

Успешно выступил на фестивале и Запрудненский народный театр (Запрудня, Московская область) со спектаклем «Утиная охота» по пьесе Александра Вампилова. Бережное отношение к авторскому тексту и требовательность к себе – залог успеха запрудненцев. «Утиную охоту» ставят нечасто. Дескать, всё это было уже давно. А ведь эта пьеса стала классикой советской и российской драматургии!

Режиссёр Татьяна Ракова оставила текст Вампилова в полном объёме, практически без изменений. Хорошо, что в театре есть актёр на роль Зилова – Сергей Раков. Его герой неоднозначен, многомерен, объёмен. «Жизнь, в сущности, проиграна…» – такие слова Зилова цитируются в программке. Режиссёр удачно подобрала актёров и на остальные роли, вдумчиво поработала с ними. В спектакле все актёры на своём месте.

На арьерсцене три белых двери, в которые входят и из которых выходят герои спектакля. А в центре сцены стоит длинный стол для всех ситуаций – и в квартире Зилова, и в ресторане. А на работе Зилова из этого стола получаются два.

Режиссёру и актёрам удалось достоверно показать на сцене настоящую жизнь. Так, чтобы зрители в зале задумались: «А моя жизнь ещё не проиграна?» Театр был удостоен специального диплома жюри в номинации «За глубокое и бережное отношение к творчеству А.В. Вампилова».

Достойно была представлена на фестивале русская классика. Ростовский академический театр драмы имени Максима Горького в рамках фестиваля показал на своей сцене спектакль «Пиковая дама» по повести А.С. Пушкина и опере П.И. Чайковского (режиссёр-постановщик Геннадий Шапошников). В нём звучит не только музыка Чайковского и вокальные номера, но и специально написанная музыка Алексея Крашенинникова.

Во всю сцену – движущаяся вокруг своей оси двухэтажная конструкция. На втором этаже театр теней сменяется персонажами, о которых упоминается в данный момент. В центре конструкции огромная золотая монета, которую можно поворачивать, таким образом позволяя появиться героям спектакля. По обеим сторонам монеты читаем надпись: «carpe diem», то есть «живи настоящим» или «лови момент».

Заслуженный художник России Виктор Герасименко удостоен диплома в номинации «Лучшая сценография и костюмы», а сам спектакль получил специальный диплом жюри в номинации «За художественно-пластическое решение спектакля».

Донской театр драмы и комедии имени В.Ф. Комиссаржевской (г. Новочеркасск) в рамках фестиваля показал на своей сцене комедию И.С. Тургенева «Месяц в деревне» (режиссёр-постановщик Наталья Людскова).

Видный московский театральный критик Никандр Васильевич Туркин, начинавший свою деятельность в Новочеркасске, писал более чем 100 лет назад: «Тонкие любовные кружева, которые так мастерски плетёт Тургенев, требуют от актёров особой игры, которая позволяла бы зрителю любоваться причудливыми узорами психологии любящих, страдающих и ревнующих сердец. Если же Тургенева играть обычными актёрскими приёмами, то его пьесы становятся несценичными».

Пока у новочеркасских артистов не получилось в полной мере плести такие психологические кружева. Самой тургеневской воспринимается исполнительница роли Верочки Светлана Мурашкинцева. Артистка на сцене ощущается живой и искренней. Она получила диплом в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

Радует глаз визуальный образ спектакля. На сцене высоко подвешены элементы барской усадьбы. Это разновеликие балконы или фрагменты веранды, похожие на скворечники (художник-постановщик Анастасия Глебова). А за ними во всё зеркало сцены – в несколько рядов подвешены нарезанные из тонкого пластика полоски. Эти колышащиеся полоски по-разному подсвечиваются сообразно месту действия и психологическому состоянию героев. Художник по свету Борис Михайлов был удостоен диплома в номинации «За лучшее световое решение».

Герои бегают среди светлых лёгких полосок, прячутся за ними, растворяются в них. То есть – обычная летняя суета. В финале же, когда из усадьбы уезжают Ракитин (Алексей Ситников) и Беляев (Владислав Зайцев), балконы-скворечники опускаются вниз и наступают сумерки. Как и в душе главной героини Натальи Петровны (Виктория Шатохина), оставшейся без тех, в кого она была влюблена.

К творчеству Ф.М. Достоевского прикоснулся Московский Драматический Театр имени Сергея Есенина, показав спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом».

На сцене «чёрный кабинет». Деревянные, грубо сколоченные разновысокие табуретки, зеркала… И двери, которые персонажи порой не могут открыть. «Так есть ли выход?» – спрашивает театр. Элементы декораций будут перегруппировываться, переставляться по ходу спектакля в зависимости от места действия. Над головами артистов натянуты то ли верёвки, то ли стальные нити. Зеркала ломают сценическое пространство, обманывают зрителя. Порой мы видим артиста одновременно с его отражением. Часть зеркал измазана потёками крови.

Это безусловный мир Достоевского, мир «Преступления и наказания», каким его видит Ярослав Шевалдов. Он и режиссёр-постановщик спектакля, и художник-постановщик, и автор инсценировки, и исполнитель роли Родиона Раскольникова. Актёр играет эту роль экспрессивно и эмоционально.

При работе над инсценировкой у молодого режиссёра получилось в выбранных сценах отразить весь роман, его дух и суть. В спектакле, кроме Раскольникова, мы видим ещё Сонечку Мармеладову (Ольга Гончарова), Свидригайлова (Ильдар Аллабирдин) и Марфу Свидригайлову (Анна Сардановская).

За исполнение роли Свидригайлова актёр Ильдар Аллабирдин был удостоен диплома в номинации «Лучшая мужская роль второго плана». Свидригайлов появляется с чемоданом, на крышке которого изображено красное яблоко, с этаким «чемоданчиком греха». Яблок, символа страсти и искушения, немало в этом спектакле. Красные, зелёные, они раскатываются по сцене, их берут в руки, надкусывают. Даже Марфа, призрак которой мерещится Свидригайлову, появляется с огромным зелёным яблоком вместо головы.

Финалом выбран эпилог романа – каторга. На верёвке Сонечка развешивает белые простыни. И отступает тьма! Белый цвет, символ чистоты и просветления, обещает возможность начать жизнь с чистого листа.

Экспериментален моноспектакль «Чехов. Послушайте!..», показанный в рамках Независимого театрального проекта (г. Ставрополь). Автор, режиссёр и исполнитель Григорий Гольдман был удостоен специального диплома жюри в номинации «В человеке должно быть всё прекрасно!..»

На сцене белая стойка с абрисом лица А.П. Чехова и его автографом, а также чёрная – с белыми буквами текста чеховской рукописи. А поближе к зрителю в центре сцены стол, покрытый кружевной скатертью, и два венских стула в белых чехлах. Справа вешалка, на которой висит одежда и головные уборы. Появляется человек в чёрном плаще, чёрной шляпе, с чёрным зонтом и чёрным же потёртым чемоданом. Он открывает чемодан и раскладывает на столе вещи. Это настольная лампа, счёты, очки, веер, морская раковина. Звучит детский голос. Это «Послушайте!» Владимира Маяковского.

Актёр на протяжении всего спектакля читает отрывки из пьес Чехова («Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад») и его прозы («Моя жизнь», «Палата № 6»). Коллаж из этих текстов собирается воедино, когда актёр берёт в руки гитару и начинает петь. Это авторские песни Григория Гольдмана из цикла «Пьесы Чехова». Они являются безусловным достоинством спектакля. Слегка ироничные, как и сам автор, эти песни нашли в зрительном залесвоего заинтересованного слушателя и ценителя: «Жизнь прошла, как в пошлых анекдотах.

Нечего прибавить и отнять.

Дядя Ваня щёлкает на счётах,

Но никак не может сосчитать».

По окончании каждой песни подбор отрывков из произведений Чехова воспринимается всё более стройным и логичным. И мы начинаем понимать, а зачем всё это. На сцене исполнитель оживляет персонажей чеховских пьес. Например, Фирс, голова которого покрыта пледом, произносит свой финальный монолог, глядя сквозь счёты дяди Вани, словно сквозь тюремную решётку.

Получился спектакль о смысле жизни, её скоротечности. Спектакль, побуждающий перечитывать Чехова – его повести, рассказы, пьесы. К сожалению, не всегда чеховские тексты логически сочетаются с реквизитом, возникает ощущение, что превалирует принцип случайности.

На фестивале было показано ещё три моноспектакля. Так, председатель Камчатского регионального отделения СТД РФ, заслуженный артист России Алексей Высторопец показал «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца (режиссёр Валентин Зверовщиков).

На сцену, на которой находится небольшой круглый столик, покрытый зелёной скатертью, поднимается исполнитель. Актёр садится за стол, и спектакль начинается. Мы переносимся в Ленинград 60-х годов прошлого века и становимся свидетелями истории жизни Миши Питунина. Детский сад, школа, техникум, армия – везде Мишу преследует «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин. Чем дольше идёт Миша по жизни, тем больше задевает его гибель поэта на дуэли. И он придумывает, а как же можно было бы спасти Пушкина, отменить дуэль на Чёрной речке? А Михаил как раз и живёт в нескольких остановках оттуда.

И в 90-е он покупает себе дуэльный пистолет, едет на место дуэли. Автор пьесы определяет жанр как «история одного несостоявшегося подвига». Но так не хочется верить в грустный финал! Алексей Высторопец получил специальный диплом жюри в номинации «За прорыв к сердцам зрителей».

Выступил на фестивале и Театр Гильдии драматургов России. Материалом к моноспектаклю «Живи вечно», который поставила и испол-

нила Наталья Шор, послужил отрывок из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Это «Последнее письмо еврейской матери сыну».

На сцену медленно поднимается женщина с потёртым чемоданчиком. На плечах – платок. Она становится к нам спиной и замирает. Затем садится на старую табуретку и начинает говорить. Это спектакль-исповедь, спектакль-воспоминание, спектакль-напутствие. Как продолжать жить в нечеловеческих условиях еврейского гетто, продолжать делать своё дело – лечить людей, как остаться человеком перед лицом неизбежной смерти…

Актриса то стоит, то сидит на табуретке, то медленно передвигается по сцене. А в финале кладёт на табуретку сложенный лист бумаги с написанным письмом, которое она передаст своему другу, приходящему к ограде гетто. Мать вновь поворачивается к нам спиной. И понимаешь, что это её конец.

Для исполнения был выбран невероятно сильный драматургический материал, и ему соответствовало столь же сильное и глубокое воплощение. Об этом свидетельствовали слёзы зрителей, а значит, увиденное на сцене попало в самое сердце. Наталья Шор была удостоена специального приза жюри в номинации «До глубины души».

А диплом в номинации «Лучший моноспектакль фестиваля» получил спектакль «Вся правда о моём отце» по пьесе Екатерины Гуземы, который показала актриса Орловского государственного академического театра имени И.С. Тургенева Елена Плотникова (режиссёр Николай Черкашин).

Белый задник, белые кулисы, белый пол сцены. По центру – белый стул. И девочка, 16-летний подросток – как на чистом листе бумаги. На обаятельной полуулыбке актриса (мы узнаём, что имя её героини Таня) рассказывает историю своей развалившейся семьи – «всю правду». Она прочла в мамином дневнике, что отец воскликнул: «Жаль!», когда узнал, что у них будет девочка, а не мальчик. Она винит себя, что из-за того, что она – девочка, семья развалилась. Но мы понимаем из её рассказа, что это произошло из-за того, что отец начал пить и издеваться над матерью. Зрительный зал был растроган увиденным, в очередной раз убедившись в том, что все проблемы взрослых идут из детства.

Кинешемский драматический театр имени А.Н. Островского представил на фестивале спектакль «Письма любви» по пьесе американского драматурга Альберта Герни. Режиссёр-постановщик спектакля (он же автор сценографии, костюмов, музыкального оформления) – Вячеслав Терещенко, почётный работник культуры г. Москвы.

Жанр спектакля театр определяет как «роман в письмах». Кажется, какая уж здесь драматургия, когда мужчина и женщина читают вслух письма друг к другу? Но неожиданно высекается искра, и просто невозможно оторвать глаз от этих юноши и девушки, кажется, предназначенных самой судьбой друг для друга.

Спектакль условно делится на четыре части: «Детство», «Отрочество», «Юность», «Остальная жизнь…». Эти названия мы читаем на экране позади артистов. А ещё видим проекции рисунков, забавных почеркушек юной Мелиссы Гарднер (Элина Манапова), впоследствии ставшей художницей. А он – Эндрю Мейкпис Ледд 3-й (Антон Копчинский) – более приземлённый, выбравший карьеру политического деятеля. С самого детства на протяжении сорока лет они пишут друг другу письма.

Эндрю сидит за круглым чёрным столиком слева, у ног его портфель, на столе лампа с чёрным абажуром. Столик Мелиссы – справа. Он белый, стоит на белом коврике, на нём лампа с белым абажуром. Несмотря на то, что артисты сидят на протяжении всего действия, спектакль динамичный, забирающий зрителя целиком.

На Эндрю тёмный костюм, на Мелиссе белый свитер с длинными рукавами, которые она то вытягивает, то засучивает. Каждому возрастному периоду соответствует своя мимика, своё мировосприятие, свои голосовые модуляции. И на наших глазах пишутся, а на самом деле экспрессивно зачитываются, письма. Вся их жизнь в этих письмах проносится перед нашим взором. Элина Манапова и Антон Копчинский получили диплом в номинации «Лучший актёрский дуэт».

Кроме «Скрипки Ротшильда» Владимирский академический драматический театр показал на фестивале и другой свой спектакль –«Желанная», который получил специальный диплом жюри в номинации «Перспективный творческий альянс». Пьесу, рождённую во владимирском театре, написал Андрей Кулагин, а поставил Юрий Круценко, он же сыграл центральную роль.

Дмитрий по прозвищу Дым – писатель, находящийся в творческом тупике. Он возвращается домой после празднования своего юбилея. И нахлынули воспоминания... И неожиданно они материализуются! Появляется любимая им когда-то девушка Лора (Анна Лузгина) со своим мужем Марком (Богдан Тартаковский). Проигрываются ситуации и сюжеты уже написанных и не написанных Дымом книг. Или это только игра воображения?

Брянский областной ТЮЗ привёз на фестиваль спектакль «Как Зоя гусей кормила» по пьесе Светланы Баженовой и получил специальный диплом жюри в номинации «За глубину и достоверность сценических образов».

На сцене двухъярусная кровать, которая может ездить на колёсиках (сценография – Амир Ерманов). И два поставленных на попа огромных чемодана, как бы шкафа, они тоже на колёсиках. Помещение тёмное и мрачное. На нижнем ярусе кровати лежит столетняя Зоя Марковна (Оксана Башкатова), которая вроде бы умирает, да всё никак не умрёт. Доктора сказали, что осталось ей жить всего ничего. Вдруг мы видим, как Зоя Марковна активно бегает по сцене и манипулирует окружающими.

На верхнем ярусе кровати обитает её 60-летний сын Владимир (Александр Исаев), который так и не сумел создать семью. Появляется девица Женя (Нина Алгунова), её привёз Плоцкий (Евгений Кадыков) своему другу Владимиру, чтобы тот не остался в одиночестве после смерти матери. Женя раскрывает чемоданы-шкафы, в них мы видим её многочисленные наряды.

Говорит режиссёр-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств России Юрий Пахомов: «Зоя любит не сына, а себя. Боится, чтобы кто-то появился в их нынешней жизни. Это тотальная любовь к самой себе».

Таганрогский ордена «Знак Почёта» театр имени А.П. Чехова в рамках фестиваля показал на своей сцене спектакль «Небесный тихоход». Многие помнят послевоенную кинокомедию с замечательными песнями Василия Соловьёва-Седого. Композитор мечтал увидеть «Небесный тихоход» и на театральной сцене. Через много лет Марк Самойлов, ученик Соловьёва-Седого, воплотил эту идею в жизнь, написав оригинальную музыку, передающую атмосферу тех лет. Либретто Алексея Яковлева, стихи Вячеслава Вербина.

Режиссёру-постановщику Николаю Елесину удалось создать ошеломляющий спектакль. В нём так много любви, неожиданно рождающихся любовных пар! Комические и трогательные ситуации возникают после назначения майора Булочкина (Артём Лопатин) командиром женской эскадрильи ночных бомбардировщиков «У-2».

На сцене в натуральную величину самолёт времён Великой Отечественной. Захватывает дух, когда он поднимается вверх! Артисты играли, танцевали и пели с такой отдачей, что их энергетический посыл переливался со сцены в зрительный зал. А там зрители подпевали артистам, едва удерживаясь, чтобы не вскочить с мест и не пойти в пляс.

Недаром «Небесный тихоход» награждён не только специальным дипломом жюри в номинации «За оптимизм, жизнелюбие и человечность», но и получил «Приз зрительских симпатий».

Впечатлил зрителей и спектакль «Медея» Мичуринского драматического театра, который был удостоен специального диплома жюри в номинации «За накал сценических страстей и смыслов». Пьеса Людмилы Разумовской несколько отличается и от древнегреческого мифа, и от трагедии Еврипида. В этой пьесе, как и в мифе, после похищения в Колхиде Золотого руна прошло десять лет. У Разумовской Ясон и Медея странствуют по свету, нигде не могут найти себе пристанища.

На сцене наклонный помост из досок, напоминающий палубу корабля (режиссёр-постановщик Олег Куртанидзе, художник – заслуженный художник России Валерий Мелещенков). В верхней части помоста – трон Медеи и Ясона, но какой-то несуразный, несимметричный. По бокам деревянные конструкции, похожие то ли на внутреннюю часть трюма, то ли на скелет гигантской рыбы. Слева котёл, в котором что-то варится, справа обломок мачты. По периметру сцены висят брезентовые пологи, отсылающие воображение зрителя к парусам.

Медея (Татьяна Шишкина) отчаянно тоскует об уехавшем в Коринф Ясоне (Сергей Холкин). Её пытается утешить старуха-нянька. Но Медея безутешна – она полубезумна с самого начала действия. На ней – вначале белые одежды, затем красные. Во второй половине спектакля мы видим её в чёрном. Смена одежд соответствует нагнетанию её психологического состояния.

Костюмы персонажей условные. Нянька и Рыбак (Татьяна Рогачёва и Геннадий Калинин) существуют на бытовом уровне, на них простые, вневременные одежды. Афинский царь Эгей (Андрей Присницкий), приехавший к Медее, появляется в белом с золотом генеральском мундире. А Ясон – в белом атласном плаще до пола и с белым же шарфом на шее.

В финале, после того, как Медея убивает своих с Ясоном детей, она, в отличие от мифа, убивает и себя. Недаром театр определяет жанр спектакля как «версия».

VI Международный театральный фестиваль «Поговорим о любви…» проводился при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, правительства и министерства культуры Ростовской области, Ростовского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ, администрации и отдела культуры города Новошахтинска, Творческо-координационного центра «Театр-Информ» (г. Москва).

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв