Первый «Снег» на сцене в Вольске... …Он был волшебный

1 (2020)

То и дело возникают в стране новые фестивали, в том числе сценических искусств. И все больше самых интересных замыслов и идей – в нестоличных театрах, регионах, небольших городах.

Вольск – старинный город на берегу Волги. Сейчас, по нынешним меркам – небольшой. А когда-то, во время оно, спорил с Саратовом за право быть главным городом в своих краях.

Вольский драматический театр затеял новый 1-й Межрегиональный фестиваль новогодних практик «Снег». Он ярко и успешно прошел с 8-го по 12-е декабря 2019 г.

Казалось бы, что тут может быть особо нового? Ну новогодние развлекательные действа для детворы. Для совсем уж маленьких и для тех, кто постарше, уже учится в первых классах школы. Форма этих «новогодних утренников» давно сложилась. Тематика и сюжеты – тоже. Чаще всего – перепевы известных сказок и мультфильмов. Персонажи – тоже «вечные». А в финале действа как бы интерактивная игра – вместе со зрителями троекратный призыв-приказ: «Елочка, зажгись!..»

Но в Вольске свою разработку неслучайно обозначили: «фестиваль новогодних практик». И это – не формальный, не дежурный отсыл к новомодной лексике.

Фестиваль в Вольске – это своеобразный эксперимент. Это поиск новых форм новогоднего действа. Новых сюжетов. Новых героев. На семинаре-«круглом столе» (да и почти на всех обсуждениях, почти после каждого спектакля) речь заходила о том, что новогодний, рождественский, святошный спектакль – это «волшебная история» о поиске и сотворении чуда. Чуда, рожденного вроде бы «нездешними» силами и существами не из мира сего, но на самом деле – о жажде чудес, сотворенных людьми друг для друга. О чуде спасения и возрождения души. О чуде преодоления невзгод – вопреки всем напастям и интригам зла. О преодолении отчаяния и обретении надежды. И, естественно, вспоминалось на этих обсуждениях, что новогодняя или рождественская елка – это символ «древа мира», а огонь, зажигающийся на елке, — это свет добра.

И вот такие действа, такие сценические истории нужны и маленьким детям, и подросткам, и тинэйджерам, и юношеству, и зрелым, многое пережившим взрослым.

И мастер-классы, и тренинги в той или иной степени были посвящены этому – овладению максимально широким спектром технологий создания «сценических чудес», сценического «волшебства», а также знакомство с новыми театральными направлениями и течениями. Мастер-класс по сторителлингу провел организатор московского «Театра сторителлинга» Олег Куксовский. С секретами создания масок из поролона познакомила Дарья Каракулова, главный художник Вольского драмтеатра. Актерским мастерством с участниками фестиваля занимался Алексей Козлов, главный

режиссер Вольского драмтеатра. А беседу-семинар о месте драматургии в современном театре и о новогодних и рождественских сюжетах провел автор этих строк.

В фестивальный конкурс была также включена и номинация «Лучшая интермедия вокруг елки». И это соответствует «духу» и практике времени. У театров и антреприз, в рамках развития технологий интерактивных действ, возродился в последние годы активный интерес к таким действам или интермедиям в фойе или по всем пространству театра. И особое место здесь занимает разработка таких действ вокруг елки в новогодние праздники. Здесь тоже ищут и разрабатывают новые сюжеты и темы, нередко – актуальные, соответствующие каким-то проблемам и явлениям окружающей жизни. Здесь сказочное сплетено с реальным. Персонажи волшебные взаимодействуют в ролевой игре с со зрителями, опираясь и на чудесное, на воображение и фантазию, и на реалии быта.

Интерес к этому типу взаимодействия театра со зрителями отразил и объявленный российской РОО «Гильдия драматургов» первый конкурс пьес: 1-й Всероссийский конкурс на лучший детский новогодний сценарий возле елки – к 2021 году.

Так что театральный фестиваль новогодних практик, придуманный и проведенный в Вольске, вполне соответствует и своему определению, и актуальным сценическим творческим поискам наших дней.

В Вольске, на сцене драмтеатра, были представлены спектакли и разной творческой манеры, разной стилистики, и разных театральных форм – сценическая клоунада, сценическое действо на основе цирковых, мюзиклы и музыкально-драматические постановки, пантомима и кукольные представления, психологический театр и условные действа, сказки и любовные истории… Да-да, история первой любви… И все это были новогодние представления. Адресованные и маленьким зрителям, и подросткам, и взрослым. Может быть, не все эти постановки блистали особой новизной поисков или неожиданными открытиями. Но в целом фестиваль позволил точнее определить проблематику создания новогодних, святошных, волшебных действ, обозначить изменение предпочтений публики и направления поисков, наметить – чего не хватает ныне театрам и зрителям в новогодних сценических программах.

Теперь несколько слов о спектаклях фестивальной афиши.

В первый день фестиваля Театр юного зрителя города Заречного (Пензенская область) показал оригинальный сказочный сюжет - «Медведь, который не верил в Деда Мороза» (режиссер Михаил Гаврилов) . Казалось бы, для малышей. А получилась озорная и поучительная игра об отношениях юных и взрослых, о вере в талант. Спектакль увлёк одинаково маленьких зрителей и старшеклассников, скептичную молодежь и взрослых.

Была представлена и премьера хозяев фестиваля, Вольского драматического театра, «Новый год в джунглях», в главного режиссера театра Алексея Козлова – красочный фэнтэзи-мюзикл Т. Залужной (певицы, композитора и поэта Любаши; она, кстати, присутствовала на спектакле, а завершение фестиваля дала сольный концерт). И это был вполне оригинальный и неожиданный сюжет: Дед Мороз соединил на празднике обитателей африканских джунглей и Арктики и Антарктики и устроил пургу из волшебного снега, исполняющего добрые желания. Потряс публику Театр юного зрителя «Дилижанс» (г. Тольятти) – постановкой режиссера, актрисы и педагога Екатерины Зубаревой «Вверх кармашками». Языком пластики, музыки и игры света, пантомимы, акробатики и фокусов театр рассказал историю о мальчике и его младшем брате, об их дружбе-соперничестве и о том, как они и их родители ищут пути к сердцам друг друга. А какой зимний сезон и новогодний праздник может обойтись без Снежной королевы? Но этот сюжет был представлен на фестивале в двух очень разных версиях. Красочный спектакль Владимира Попова в Балашовском драматическом театре «Снежная королева» - вполне традиционалистская постановка по Е. Шварцу. А мюзикл «В Стране Снежной королевы» (постановка Ольги Скляровой в Саратовском областном театре оперетты из г. Энгельса) – версия С. Сашина, Э. Мельник и композитора К. Брейтбурга – рассказывает не просто о стойкости и верности в дружбе, но историю о первой подростково-юношеской влюбленности. Восторг и любовь зрителей всех возрастов снискал Камышинский драматический театр трогательной, ясной и возвышенной притчей – спектаклем Николая Бойко «Снеговички». Передвижные станки, изображающие сугробы. Два Снеговичка – Он и Она. Фонарь. Ворона. Животные, встреченные ими в путешествии. А отправились они искать и вернуть Солнце, чтобы оно согрело всех. Снеговички готовы пожертвовать собой… до новой зимы. Там, где они растаяли, вырос цветок. Было и привычное новогоднее представление для самых маленьких – «Новогодние приключения Маши и Вити» по пьесе П. Финна с музыкой Г. Гладкова, в режиссуре Екатерины Бондаренко (Балаковский театр юного зрителя им. Е. А. Лебедева). И простенькое, без сюжетных и постановочных затей и изысков, но совершенно неожиданное кукольное шоу «Тайна волшебной шляпы» - музыкальное действо кукол, обрамлявшее собою яркое выступление фокусника с отлично исполненными «чудесами» (режиссер Роман Сопко; Саратовский театр кукол «Теремок»).

Фестиваль, инициированный Вольским драматическим театром, прошел при заинтересованной поддержке министерства культуры Саратовской области и Союза театральных деятелей РФ. Помощь в проведении необычного смотра оказал глава Вольского муниципального района В. Г. Матвеев, а также многие учреждения культуры, образования. Партнерами и спонсорами фестиваля стали компания «АэроМир», предприятия АО «ХайдельбергЦемент Волга», ООО «Стройиндустрия», глава МО г. Вольск М.А. Кузнецов, салон «ChocolateLUXE», ОАО «Гормолзавод Вольский», АО «Вольскхлеб».

Приветствия фестивалю прислали также губернатор Саратовской области Валерий Радаев и председатель Союза театральных деятелей (ВТО) РФ Александр Калягин. А открылся фестиваль уличным карнавалом и новогодним базаром (игрушки, елочные украшения, поделки народных промыслов и произведения прикладных искусств). Под елкой на притеатральной площади с приветственными спичами выступили Дед Мороз, министр культуры Саратовской области Татьяна Гаранина, глава Вольского муниципального района В. Г. Матвеев.

Все спектакли шли на фестивале с аншлагом. Наравне с профессиональным жюри работало и молодежное жюри. Участники фестиваля отмечали, что он был хорошо организован и отменно проведен. И разъезжались в ожидании новых сценических встреч с друг с другом и со зрителями на следующих фестивалях в Вольске.

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв