Первый международный в Таганроге

10

Чеховские персонажи на улицах Таганрога
Чеховские персонажи на улицах Таганрога
В 1993 году в Таганроге с шумным успехом прошел Первый международный театральный фестиваль «На родине А.П. Чехова». Еще в 1980-х годах в Таганроге проводили подобные фестивали, но статус международного фестиваль получил только в 1993 году. И сейчас, в год 160-летия А.П. Чехова, когда весь 2020-й год в Таганроге проходят праздничные мероприятия в рамках программы «Звезда первой величины», хотелось бы вспомнить тот грандиозный фестиваль 1993-го года.

Инициатором и руководителем фестиваля был тогдашний директор таганрогского театра Владимир Федоровский. По его же инициативе незадолго до фестиваля театр поменял название. Был Таганрогский ордена «Знак Почета» драматический театр имени А.П. Чехова, а стал Мемориальный Чеховский театр. Но спустя некоторое время старое название вернулось. Фестиваль «На родине А.П. Чехова» стал крупным событием в культурной жизни не только Таганрога и Ростовской области, но и всей России. Среди его участников были театры из Италии, Японии, Грузии и шесть российских.

Фестиваль проходил с 21 по 30 мая. Было показано двенадцать спектаклей. Кроме этого были и творческие встречи, и театрализованные шествия по городу… Таганрог жил своим фестивалем! И отовсюду с афиш смотрела на прохожих зеленая сова – эмблема фестиваля. А сова, как известно, это символ мудрости.

Хозяева фестиваля показали три спектакля: «Ведьма» в музее «Домик Чехова», «Рассказ госпожи NN» в музее «Лавка Чеховых» и «Три сестры» в помещении театра.

«Три сестры» поставил режиссер Алексей Говорухо, а первые два спектакля – тогдашний главный режиссер театра Борис Горбачевский. Интересно, что, вступая в свою должность, он заявил, что одна из его задач – оживить актеров, снять с них налет заштампованности. И это не просто декларация, режиссер успешно воплотил в жизнь свои намерения.

Кто бывал в домике, где родился Чехов, помнит не только его тесноту, но и особую трепетную атмосферу. Двенадцать зрителей, сидящих впритирку в одной из комнат, становятся свидетелями и очевидцами драмы женской души, происходящей на расстоянии вытянутой руки. Неспешно развивается действие в богом забытом селении, куда в метель забрел Почтальон (Василий Егельский) и где его по-разному встречают обитатели этого пристанища – Дьячок (Константин Кондратюк) и Дьячиха (Валентина Псел). Бушует метель за окнами, бушует она и в душах людских. И кажется, раздвигаются музейные стены и незатейливая жизненная история вырастает до притчи.

Об ипостасях женской судьбы и литературная композиция «Рассказ госпожи NN», составленная из трех рассказов и показанная в гостиной «Лавки Чеховых». И вновь зрители сидят «на носу» у актеров. Первый рассказ – «Дама с собачкой». Это литературный театр в чистом виде (исполнитель Зоя Пухлякова). А в двух других – «В Рождественскую ночь» и «Рассказ госпожи NN» – текст раскладывается на два голоса (Тамара Беленко и Зоя Маслова).

Один из интереснейших спектаклей фестиваля – «Вишневый сад» в постановке Тбилисского государственного русского драматического театра имени А.С. Грибоедова. Интересен он и привлекателен, во-первых, своей постановочной культурой, а во-вторых, нетрадиционным прочтением Чехова. Порой на спектакле думалось: «А чеховский ли это текст?» Пришел домой после спектакля, проверил – все верно. Театр играл комедию, как, кстати, и обозначено у автора. Но привнес и элементы мелодрамы. Например, получается, что Лопахин покупает сад для того, чтобы завладеть Аней. Он отдает ей ключи от имения, но та в финале все-таки бросает их на землю.

Этот спектакль замечательно красив (постановка Георгия Кавтарадзе и Лейлы Джаши, художник Георгий Гегечкори). На сцене несколько огромных рам для картин, в них проходит действие некоторых эпизодов. А вообще, действие происходит на авансцене среди изысканной мебели стиля модерн.

Декорации решены в черно-бело-вишневой гамме. Так же решены и костюмы. В первом акте они разноцветные, во втором – белые, в третьем –вишневые. А в четвертом акте мы видим всех персонажей в черных костюмах.

Решение персонажей комедии нетрадиционно. Так Лопахин – уже пожилой человек, лысоватый, но весьма активный. И глубоко страдающий. Актер играет почти на грани трагедии. Аня – аристократка, красавица, тоже страдающая. Отчего? Может быть, оттого, что не нашла своего места в жизни? Варя – уже женщина в летах, натура глубокая, сильная. Раневская – пустое место, она ничего не делает, с ней делают. Петя Трофимов такого почтенного возраста, что сначала принимаешь его за Фирса. Кто он? Чудак, болтун, в общем, революционер. Шарлотта – деловая женщина, приехавшая в Россию поживиться, в финале она становится чуть ли не компаньоном Лопахина.

Обратил на себя внимание спектакль «Страсти» по роману Ф.М. Достоевского «Бесы», поставленный итальянской труппой «Драматический театр Сан Джеминиано». Все театры показывали Чехова, а итальянцы – Достоевского, который в их исполнении стал желанным гостем фестиваля.

Продюсер Пьетро Валенти набрал труппу на один спектакль, с которым они ездили по всему миру. И показывают они не Достоевского в чистом виде, а некую фантазию на тему романа «Бесы». Одни зрители были шокированы увиденным, другие – были в восторге. Но, безусловно, итальянцы были правдивы и искренни.

В спектакле есть элементы эпатажа. Так, все женские персонажи время от времени оказываются топлесс. Артист, исполняющий роль Ставрогина, появляется абсолютно голый и старательно катается с полуобнаженной Лизой по полу… Лебядкина спускается с колосников по веревочной лестнице, а Петр Верховенский закалывает ее портняжными ножницами.

Режиссер Тьери Сальмон задался целью взбудоражить зрителя – то с балкона разбрасывают революционные листовки с текстом на французском языке, то актеры ходят по залу, вступая в общение со зрителями. На протяжении спектакля мы слышим и русскую, и французскую, и итальянскую речь.

Думаю, что для нашего зрителя встреча с таким театром-лабораторией была полезной. Этот коллектив – яркий представитель «бедного театра», то есть театра, в котором практически отсутствуют декорации, вместо исторически достоверных костюмов – униформа, а режиссерский замысел передается в основном через актерскую игру.

Воронежский театр юного зрителя привез на фестиваль два спектакля – «Скрипка Ротшильда» и «Каштанка». У себя в городе они показывают эти спектакли как трилогию (вместе с «Палатой № 6»). Режиссер Михаил Бычков не ставит пьес Чехова, а обращается к его прозе.

Так, в «Скрипке Ротшильда» он использовал мотивы живописи Шагала и музыку Стравинского. Получился трогающий душу спектакль-раздумье о том, зачем живет человек на земле.

Не менее интересна и «Каштанка». На сцене – шкаф-буфет, стоящий среди сугробов. А может быть, это дом? Перед шкафом – часть циркового манежа (художник Юрий Гальперин). Сейчас заиграет музыка, откроется дверца шкафа и… гав-гав! Выбегает девочка, которая постепенно становится Каштанкой (Тамара Цыганкова). Актриса трепетна в этой роли. На глазах зрителя она проживает непростую собачью жизнь. Откроется еще одна дверца, выйдут Лука Тимофеевич с Федюшкой, а потом и другие персонажи этой истории. Действие спектакля происходит как бы в шкафу (то это столярная мастерская, то комната Незнакомца). А потом переносится на арену цирка, куда выбегает Клоун и веселит почтенную публику. Не только веселит, но и комментирует, по сути – цементирует действие.

До чего трудно играть животных в театре! Но как же хороши в этой доброй истории кот Федор Тимофеевич (Анатолий Абдуллаев), гусь Иван Иванович (Александр Ключников), свинья Хавронья Ивановна (Светлана Казарцева)! С одной стороны, актеры перевоплощаются в животных, с другой – представляют и определенные человеческие типы.

Любовь зрителей завоевал спектакль «Толстый, тонкий и другие», поставленный в Санкт-Петербургском театре «Хамелеон». Это театр частный, в нем всего два сотрудника – Владимир Богданов и Евгений Ганелин. Они же актеры, они же и рабочие сцены, и костюмеры. Все имущество театра умещается в два чемодана.

Театр «Хамелеон» представил на фестивале чеховские сатирические произведения. Это рассказы «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Хирургия», «Смерть чиновника». Исполняются они в эстрадной манере, актеры играют за всех персонажей, мгновенно перевоплощаясь. И делают это заразительно, озорно, весело, с тонким вкусом и чувством меры.

Выходят на сцену два актера во фраках, в котелках, в пенсне. Слева - небольшой столик с цветком в вазе и портретом Чехова. И два стула. А дальше – жизнь. Наша с вами жизнь, потому что за сто с лишним лет мало что в ней изменилось. Актёры как будто говорят нам: «Посмотрите вокруг себя, и вы увидите и «толстых и тонких», и «хамелеонов»!»

Фестиваль получился насыщенным, интерес вызывали все без исключения спектакли. И московского театра «У Никитских ворот», показавшего «Дядю Ваню» в постановке Марка Розовского, и Санкт-Петербургского «Театра Дождей», который привез на фестиваль «Три сестры». А также Драматического театра имени Рубена Симонова, поставившего с московскими студентами чеховские водевили «Медведь», «Предложение» и «Юбилей» (режиссер Евгений Симонов).

С особым нетерпением ждали приезда японского театра «Токио энгеки ансамбл» со спектаклем «Чайка», поставленным режиссером Хироватари Цунэтоси. Оправдались ли ожидания? И да и нет. Ожидали какого-то откровения, а получили просто зрелище, необычное для российского зрителя.

Действие пьесы перенесено в Японию. Может быть, даже в нынешнюю, недаром на Нине и Треплеве – джинсы. На сцене – дым, туман. Вероятно, это поздняя осень, под ногами – снежный ковер, сверху спускаются ветви деревьев в белом инее. И больше никаких декораций, сцена на протяжении всего спектакля пуста. Только актеры.

В последнем акте все время слышен пронзительный шум ветра. Это когда Треплев понимает, что жизнь ни у него, ни у Нины не сложилась. Людям не укрыться от ветра, он продувает их со всех сторон.

Этот спектакль отличает от других версий «Чайки» то, что очень лихо поставлен авангардистский мини-спектакль, который Треплев показывает в усадьбе у озера. Становится даже жаль, когда Аркадина прерывает действо. И в финале понимаешь, что загублен талант Треплева, загублена его жизнь.

Когда завершился фестиваль, стало грустно. Кончился праздник. Но, к счастью, этот праздник впоследствии было решено сделать регулярным.

И вот уже долгие годы, пусть и с небольшими перерывами, Таганрог проводит международные фестивали «На родине А.П. Чехова». Но тот, Первый, остается самым памятным!

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв