Фестиваль в Таганроге

10

«Доходное место». Фото Сергея Плишенко
«Доходное место». Фото Сергея Плишенко

С 15 по 22 сентября в Таганроге с успехом прошёл Международный театральный фестиваль «На родине Чехова». Семь театров из России и один из Казахстана показали своё искусство на сцене Таганрогского ордена «Знак Почёта» театра имени А.П. Чехова.

Организатор фестиваля – художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России Сергей Давыдович Герт.

После выступления каждому театру был вручён почётный диплом участника и памятный знак фестиваля – фигурка птицы, олицетворяющей полёт в просторе фантазии. А каждому артисту и режиссёру дарили зонтик, как символ защищённости от мирских невзгод.

Таганрожцы сердечно поздравляли своих коллег-артистов и дарили им пирог с курагой, так любимый Антоном Павловичем Чеховым. Со сцены звучали стихи:

Спектакль вы здорово сыграли,

Вот с курагою вам пирог!

Вас ждём опять на фестивале,

Вы приезжайте в Таганрог!

И правда, все театры выступили здорово! Лучшая награда фестивалю – это полные залы, шумные овации и искреннее желание участников приехать в Таганрог через год и привезти свои новые спектакли.

Хозяева фестиваля представили одну из своих последних премьер –«Каренины. Лабиринты памяти» Анны Фекета и Ольги Головковой. Этим спектаклем театр открыл и фестиваль, и свой 198-й театральный сезон.

Сотрудничество Анны Фекета с таганрогским театром традиционно получилось плодотворным. Режиссёр-постановщик и хореограф в одном лице творчески интерпретирует исходный материал, меняет ракурсы, подходы к ставшим классикой произведениям. В программке спектакля Анна Фекета пишет: «Миссия театра не в том, чтобы проиллюстрировать текст пьесы или романа, поставив всё слово в слово так, как написано в книге».

В центре спектакля – занятия Психотерапевта (Ирина Володина) с выросшим Серёжей Карениным (Алексей Алексеев). Его отец, Алексей Каренин (заслуженный артист России Сергей Герт), нашёл лучшего специалиста для склонного к суициду сына. Происходит это сегодня, но вспоминает Серёжа события 150-летней давности. Вы это принимаете? Я – да!

И воспоминания-то его – не дословная иллюстрация романа, Серёжа оказывается там, где его и быть не могло. Становится соглядатаем, даже участником событий, которые описывает Лев Толстой. Анна (Анастасия Карпенко) везёт сына в Москву. Мальчик попадает и в дом Стивы Облонского (Артём Лопатин), и на бал, на котором его мать уводит у Кити (Юлия Пану) любимого человека…

Восхищают танцевальные сцены Анны и Вронского (Виктор Журавлёв), проходящие красной нитью через весь спектакль. Не пользуясь словами, в этих сценах артисты всё выражают пластикой.

Мы все помним сцену в романе, когда Анна Каренина украдкой пробирается домой, чтобы повидать сына в день его рождения. Но в спектакле Анна не забывает подарить игрушки, как это написано у Толстого. Она дарит Серёже Щелкунчика. Эта игрушка важна создателям спектакля, она появится в финале с совершенно неожиданным значением.

Если вы готовы к таким сюжетным перестроениям, к восприятию новых смысловых акцентов, то милости просим в Таганрог! Здесь будет и сложная игра с временными пластами, и погружение в лабиринты памяти, когда символически сдирается мятая чёрная плёнка, обнажая белоснежную старинную мебель (художник-постановщик Александр Неделько).

Поражает красота сцены гибели Анны. Она открывает дверь, а навстречу летят белые и красные хлопья, как будто из-под колёс поезда. Анна вначале сопротивляется этому потоку, но потом падает. А до чего обворожительна сцена на катке, когда Кити и Левин (Денис Иванов) на коньках, при тихом приятном снегопаде, объясняются в любви!

В финальной сцене Алексей Каренин вручает сыну завещание и куклу Щелкунчика, которую он бережно хранил все эти годы. «Папа, так ты меня любил?» – потрясён Серёжа. Вот о чём спектакль – о любви, об умении открыто проявлять свои чувства и об уверенности человека в том, что его любят.

Театр «Школа драматического искусства» (г. Москва) показал на фестивале спектакль по пьесе В. Розова «С вечера до полудня». Поначалу казалось странным видеть имя советского классика Виктора Розова рядом с русскими классиками – Чеховым, Толстым, Островским… Но чем дальше от нас время, о котором писал Розов, тем ближе восприятие его произведений как истинно классических.

Другое дело, получается ли у современных режиссёров найти подход к розовским пьесам, вытащить то, что волновало бы сегодняшнего зрителя. У режиссёра Егора Равинского это отчасти получилось. Но, как ни крути, спектакль страдает некоторой иллюстративностью.

Конец 60-х… На сцене часть многокомнатной квартиры в одной из элитных московских высоток, той, которая у зоопарка. Старая потёртая мебель расставлена хаотично, при этом у каждого члена семьи есть свой обжитой угол. Хочется отметить образное решение спектакля художником Марией Бутусовой. На протяжении действия зрителя ожидает множество сценографических неожиданностей и сюрпризов.

Весь задник занимают наклеенные на стену газеты. И кажется, что в квартире вот-вот начнётся ремонт. И во всём этом ощущается если не тлен, то запустение. Когда задник подсвечивается, он становится похожим на полки с книгами… С книгами, которые когда-то написал глава семьи Андрей Трофимович Жарков (Олег Охотниченко), давно отставший от реальной жизни. Его давно перестали печатать, отчего в семье наступил финансовый упадок.

А так семья любящая, живущая честно, дружно. Дочь писателя Нина (Ольга Бондарева) переводчик, сын Ким (Роман Долгушин) бывший спортсмен. Бегун, который не стал чемпионом мира, потому что ему стыдно было быть первым, и он пропускал вперёд бегущих позади. Сын Кима, Альберт (Кирилл Тепляков), скоро заканчивает школу.

На программке спектакля изображён абажур, освещающий белую накрахмаленную салфетку. Абажур как символ семейного очага. Но есть ли лад в семье, жизнь которой периодически прерывается рёвом животных? Так обыгрывается театром близость зоопарка, рождающая чувство тревоги.

В семье Жарковых есть негативное кодовое слово «всадники». Обозначает оно людей, пытающихся оседлать жизнь, существовать с комфортом за счёт других, быть выше всех. И вот эти «всадники» появляются!

Это учёный из Новосибирска Лёва Груздев (Максим Маминов), когда-то отказавшийся от Нины. Он пока не нашёл места в гостинице.

Появляется и Алла Васильевна (Мария Викторова), которая много лет назад бросила мужа Кима с их ребёнком и уехала в Бразилию по дипломатической линии. А теперь вернулась за выросшим Альбертом, жившим все эти годы с отцом и дедом.

К концу спектакля персонажи переосмысливают свою жизнь. Писатель Жарков сжигает рукописи, задник с газетами поднимается, и зритель видит процесс сожжения на фоне уже другого задника – чёрного, прокопчённого. Мебель убирается со сцены, исчезают привычные уголки персонажей – каждый стремится поменять свою жизнь.

И наконец-то открывается тайна загадочных цифр на полу авансцены – от 1 до 6 (зритель мается весь спектакль, пытаясь понять, а что это?). Убирается ковёр, и мы видим дорожки для бегунов на стадионе, уходящие на часть задника. Не стала семья Жарковых «всадниками», а осталась бегунами!

Рязанский государственный ордена «Знак Почёта» областной театр драмы показал на фестивале бессмертную комедию А.Н. Островского «Доходное место».

Режиссёр-постановщик Арсений Кудря и художник-постановщик Геннадий Скоморохов представили зрителям пиршество выдумки и фантазии! Открывается занавес, и мы видим замкнутое белыми стенами с трёх сторон пространство. На белом же полу несколько белых кубов. На них будет забираться Анна Павловна (Марина Мясникова), чтобы возвыситься, когда уже невмоготу будет терпеть унижение от мужа, Аристарха Владимировича Вышневского (Валерий Рыжков).

И везде гжель, гжель, гжель… Над лампами огромной люстры тоже гжель – два плавающих лебедя, с ухмылкой смотрящих друг на друга. А внизу, и на полу, и на кубах, гжелевые кошки, вытянутые вверх, которые с интересом и с той же ухмылкой наблюдают за происходящим.

В спектакле сувенирные изделия из Гжели – это синоним пошловатой благостности. Вот Аким Акимович Юсов (Юрий Борисов) вручает Фелисате Герасимовне Кукушкиной (Анна Демочкина) гжельскую кошку-копилку, набитую деньгами. А вот Юсов, пританцовывая, поёт не «По улице мостовой», как у автора, а современный шансон.

Против этого «сувенирного царства» выступает Василий Николаевич Жадов (Дмитрий Рахманин). В щеголеватом спортивном костюме с надписью «Россия», раскрепощённый, готовый сражаться с ретроградами и взяточниками. Истинный герой! Но геройство даёт трещину после его женитьбы на Полине (Анастасия Сылка), требующей от молодого мужа больших денег. И с ним происходит метаморфоза – затрапезный вид, угрюмость…

Его антипод Онисим Панфилыч Белогубов (Андрей Блажилин). Обаятельный актёр доказывает нам, что его персонаж не делает ничего плохого, а лишь стремится к личному счастью, женившись на Юлиньке (Полина Бабаева). Но Островского не победить – защищай-не защищай своего персонажа, а всё равно его ожидает крах.

Крах ожидает почти всех героев спектакля. К концу первой части вдруг появляется трещина в декорациях, и они немного разъезжаются. Чуткий зритель воспримет это как знак грядущей беды. Причём, ломаются они по-живому: по кошке, по люстре с лебедями.

А после антракта сцену вообще не узнать. Ни кулис, ни задника, лишь чёрные голые стены с батареями парового отопления. Три белых стены разъехались по всей сцене и сиротливо глядят на нас своими изнанками. Кошки куда-то разбежались, а лебеди уже не смотрят друг на друга. Зато появились какие-то высоко висящие незажжённые люстры. Какие-то высохшие деревья корнями вверх… Что это, если не предвестие логического конца?

Крах, в первую очередь, терпит Вышневский, которому грозит тюрьма. Моральный крах терпит Полина, предавшая Жадова. А самое главное, крах терпит сам Жадов, из-за поисков доходного места растоптавший свои прошлые идеалы. Что же ему остаётся делать? Стать одним из белогубовых?

Пять из восьми фестивальных спектаклей были поставлены по произведениям А.П. Чехова. Мичуринский драматический театр показал спектакль по ранней пьесе Антона Павловича «Безотцовщина» (режиссёр-постановщик Юлия Беляева). Спектакль по чеховской повести «Дуэль» (режиссёр Анна Котова) представил Драматический театр имени Б. Лавренёва Черноморского Флота РФ (г. Севастополь).

Остальные театры обратились к чеховским рассказам. Спектакль «Хамелеоны» (режиссёр-постановщик Александр Туманов) показал Театр «Созвездие-Йолдызлык» (г. Казань). Омский государственный Северный драматический театр имени М.А. Ульянова (г. Тара) привёз спектакль «Кошмар» (режиссёр-постановщик Константин Рехтин), а Областной русский драматический театр (г. Костанай, Казахстан) – «Руки у нас холодные» (режиссёр-постановщик Евгения Тикиджи-Хамбурьян).

Театральный вестник

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв