Цирковые сороковые

21.04.2020

Клоун Юрий Котов
Клоун Юрий Котов
Судьба Ростовского цирка наполнена сложными жизненными перипетиями и трагедиями. Как в жизни почти у каждого человека есть семейная история Великой Отечественной войны, так и цирк полон своих героев, которые боролись за победу над фашистскими оккупантами.

Имя легендарного Михаила Николаевича Туганова тесно связано с нашим городом, несмотря на то, что он родился во Владикавказе.

В начале 40-х годов прошлого столетия Михаил отошел от канонов цирковой джигитовки и создал конный «Донской казачий ансамбль». Впервые они выступили перед широкой публикой в шапито, которое находилось в 1941 году за гостиницей «Ростов». Они вошли в историю российского цирка со своими конными сюитами: «На Дону», «О чем звенят клинки».

Когда началась война, «Донской казачий ансамбль» находился на гастролях в Москве и прямо после представления в полном составе покинул цирк. Дочь Михаила, Дзерасса Туганова (наездница, дрессировщица, народная артистка РСФСР) вспоминала отца: «Когда началась война, папа пришел в гардеробную к цирковым и сказал, что уходит добровольно на фронт. Хотя мог и не пойти, у него была сломана нога. За ним пошли очень многие».

Труппа Туганова прошла всю войну и встретила победу в Берлине. У стен Рейхстага 2 мая 1945 года ансамбль выступил с певицей Лидией Руслановой.

А пока шел 1941 год, для Ростовского цирка наступили страшные и беспощадные времена, как и для всей России. Вот как описал в своей статье экс-директор Ростовского цирка Д. Резниченко представление в 1942 году, перед первой оккупацией Ростова:

«В зале, освещенном керосиновыми лампами, около двух тысяч бойцов. Сразу после представления они должны уйти на позиции. Прямо перед началом рядом с цирком падает авиабомба. Взрывная волна пробивает брешь в стене, и артисты, после отбоя воздушной тревоги, пока зрители рассаживаются на места, заваливают дыру камнями и кусками фанеры. В конце представления приходит известие – фашисты прорвали оборону Ростова. Солдаты уходят в бой, а малочисленная труппа Ростовского цирка, состоящая из женщин, пожилых артистов и детей, под грохот усиливающейся канонады, успевает сесть в последний эвакуационный поезд.

Всего лишь год наш цирк находился в гостеприимном, не затронутом войной Тбилиси».

В 1942 году в оккупационном пожаре погибает старый Театр-цирк Машонкиных. Документов об этом не сохранилось, но в городе существует молва, что помещение, где расположился немецкий штаб, подожгла группа молодых ростовчан во главе с комсомолкой по имени Даша. Их всех расстреляли.

Часть ростовской цирковой труппы после второй оккупации Ростова собралась в своем родном городе и начала заниматься тем, что умела делать лучше всего – нести людям радость циркового искусства.

Ростов-на-Дону хранит в своем сердце память всех цирковых героев, добывавших победу сквозь призму истребителей и своего призвания.

Эквилибрист Алексей Алексеевич Артемьев родился в городе Иваново, в 1939 году окончил цирковое училище. Когда выпустился, у него был готов эквилибристический номер «Сальто на проволоке». Сложный номер исполняли два танцора-эквилибриста на высоте трех с половиной метров. Работал в цирке на Цветном бульваре. После Москвыпоехал на гастроли вТбилиси, но помешала начавшаяся война с Финляндией. Многих артистов призвали в армию, в том числе и Алексея Алексеевича. Там же, в Тбилиси,прошел комиссию, и его определили в пехоту.

Весной 1941 года его командируют в Гори для занятийхудожественной самодеятельностью и направляют в 174 горно-стрелковый полк, где он занимается тренерской и артистической деятельностью. Когда пришло время возвращаться в свой ансамбль, грянула Великая Отечественная война.

Он познал горечь поражения, когда немецкие войска генерала фон Манштейна «выдавили» части нашей армии из Крыма, «сбросив» остатки войск в Керченский пролив.

Вот что рассказывал Алексей Алексеевич своему сыну и продолжателю династии Борису Артемьеву:

«Наше положение было очень тяжелым. Сопротивление врагу практически прекратилось. На берегу Керченского пролива скопились остатки нашей армии, несколько тысяч человек. Командование пыталось организовать нашу эвакуацию через пролив, высылая катера и самоходные баржи с Тамани, но ничего не получалось. В нашей гибнущей армии царила паника. Сверху, с горы, немцы вели плотный артиллерийский и пулеметный огонь, «кося» людей и не давая катерам пристать. Катера подходили, сбавляли ход и шли вдоль берега. В это время массе солдат, стоящих по пояс в воде, нужно было успеть забраться в катер. Снаряды попадали в катера, которые начинали гореть и тонуть, солдаты десятками шли на дно. Я решил переплыть Керченский пролив самостоятельно. Собрал вокруг себя человек триста хороших пловцов. Вода была холодная (начало мая), и мы стали смазывать наши тела толстым слоем сливочного масла. Благо все продовольственные склады были открыты. В одних подштанниках мы бросились в воду. Это был самый тяжелый заплыв в моей жизни. От близких разрывов снарядов и бомб меня несколько раз выбрасывало высоко в воздух, и здесь очень пригодилась моя акробатическая подготовка. Из нашей многочисленной группы пловцов до спасительного берега Тамани доплыли единицы. Я уже почувствовал под ногами землю противоположного берега, когда близкий разрыв снаряда оглушил меня. Очнулся на берегу. Эта переправа окончилась для меня тяжелой контузией, зато спасла жизнь. А через год наша вновь сформированная Отдельная приморская армия вернулась в Крым, «громя» фашистов и освобождая города. Во время боев под Севастополем меня ранило».

После госпиталя Алексея направили в Ансамбль песни и пляски Отдельной приморской армии (начальник ансамбля – майор Авербук). Как артист-танцор он был занят в групповых танцах и исполнял сольные танцевально-акробатические трюки. А как цирковой артист – работал номера «Жонглер» и «Эквилибр на проволоке», имевшие большой успех.

Был награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу», «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». Был ранен и контужен.

В 1946 году Алексей Алексеевич демобилизовался и приступил к работе в цирке. Был создателем и руководителем нескольких номеров на тугонатянутой  проволоке.

К 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в Ростовском цирке в 1985 году был поставлен спектакль «Цирк – фронту», артистом Владимиром Канарским, Алексеем и Борисом Артемьевыми. В этом спектакле Алексей Алексеевич сыграл одну из главных ролей: старого артиста цирка – ветерана войны.

Эти две работы, режиссерская и актерская, стали последними в творческой биографии эквилибриста.

Алексей Алексеевич в 1985 году сильно заболел, сказались ранения и травмы. Талантливый артист, фронтовик, режиссер и педагог ушел из жизни 23 сентября, в возрасте 69 лет. Но его подвиг остался в памяти.

Не менее значим и вклад в историю военного цирка Юрия Котова, известного циркового артиста. Он служил в Батайской школе военных летчиков, когда Германия напала на СССР. Юрия включили в подразделение аэродромного обеспечения: это караульная служба, техническое обслуживание самолетов. От четкой работы наземной службы зависели боевые вылеты. Вместе со своей частью Юрий Юрьевич отступал от Ростова, потом гнал противника обратно. Приходилось и воевать, и ловить вражеских диверсантов. Котов получил боевую награду –медаль «За оборону Кавказа».

В это трудное времяонне отступал от своего предназначения. Юрий был занят в самодеятельности. Придумав себе амплуа «комик-турнист», он выполнял сложные трюки.

Закончив курсы летчиков, Юрий Котов садится за штурвал боевого истребителя Ла-5. В 1945 году он совершил десяток боевых вылетов. Плохо пришлось бы немцу, встреться он в небе с «летающим клоуном»! Но своего «мессершмитта» Котов так и не встретил.

В 1946 году после демобилизации Юрий осуществил свою детскую мечту – стал клоуном.

Мастер цирковой джигитовки и сын знаменитого Алибека Кантемирова, основателя отечественного конно-циркового искусства, Хасанбек Кантимиров ушел на фронт добровольцем после окончания 9-го класса. В свои неполные 17 лет. Он прошел всю войну и после победы вернулся к работе. В течение долгой творческой жизни Хасанбек постоянно искал новые пути и формы развития отечественного цирка, осуществив в качестве автора и режиссера ряд масштабных цирковых постановок.

Был удостоен ордена Отечественной войны II-й степени, награжденГрамотой Верховного совета Северо-Осетинской АССР и другими медалями и орденами.

Такова нелегкая история артистов Ростовского цирка.

Невзирая на страшную войну, они не сломались и продолжали свою профессиональную деятельность, ища новые пути развития. К большому сожалению, все фронтовики уже ушли из жизни, но мы их помним.

И неизвестно, каким цирковое искусство было бы сейчас, без этих трудных страниц истории. Мы благодарны им за отвагу, честь и доблесть.

Дорогие читатели, в БИЦ имени М. В. Ломоносова вы можете взять книги о цирковом искусстве и открыть для себя еще больше лиц в судьбе цирка.

Эквилибрист Алексей Артемьев

aleksey_artemev.jpg

ekvilibrist_aleksey_artemev.jpg

Клоун Юрий Котов

yuriy_kotov.jpg

yuriy_kotov2.jpg

Хасанбек Кантемиров

h_kantimirov.jpg

hasanbek_kantemirov.jpg

Фото предоставлены директором музея цирка Д. Артемьевым

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв