Алексей Климашевский, Фото Анны Черно
3
В основе – курьёзный случай, исторический анекдот. Как пишет драматург, это комедия по мотивам удивительной истории, рассказанной послом Франции в Российской империи графом Луи Филиппом де Сегюром. Если в воспоминаниях посла этому случаю уделяется всего несколько абзацев, то фантазии драматурга хватило на целую пьесу.
На протяжении всего спектакля таганрожцев зритель находится в полнейшем напряжении (режиссёр-постановщик Алексей Матвеев). Каких только причуд не бывает у царственных особ! И вот, императрица Екатерина Вторая (Ольга Билинская) даёт приказ изготовить чучело Клостермана и поместить его в кунсткамеру. И чтобы он был как живой.
На сценическом вращающемся круге ажурная конструкция лестницы с многоярусными площадками (сценография Татьяны Колесниковой). Слух Екатерины услаждает придворный Певец (Бажен Кульбеда), эффектно спускающийся в голубом дыму по лестнице. На нём дивный наряд – перья, кружева. И над всем этим придворным великолепием – портрет императрицы.
На наших глазах дворец становится домом купца и придворного банкира, обрусевшего немца Ивана Иоганновича Клостермана. За что и почему ему такая жестокая казнь? Роль Клостермана исполняет Александр Коваль. Органичность существования на сцене, умение «влезть в шкуру» своего персонажа, да так, что даже видно, как шевелятся его мысли – вот отличительные качества этого актёра. Ощущение, что он, как и зритель, не знает, что будет дальше с его героем. И всё, происходящее с ним на сцене, рождается на наших глазах.
Показателен разговор Клостермана с женой, Марфой Антоновной (Татьяна Алексеева). На её вопрос: «Неужто в самом деле воровать не приходилось?» Коваль-Клостерман отвечает не сразу. Повисает пауза, в течение которой он прокручивает всю свою жизнь, и звучит растерянный ответ: «Нет». А дальше: «Ни разу?» И опять внутренняя работа, рождающая уже твёрдый ответ: «Ни разу». Он считает, что для купца «честное имя всего дороже».
В спектакле «Как живой» множество комедийных ситуаций, и артисты мягко и ненавязчиво, не комикуя, разыгрывают их. Восхищает тонкая и тщательная работа режиссёра. На сцене замечательный актёрский ансамбль, в котором каждый исполнитель на месте, у каждого персонажа есть свой выигрышный «кусок». Хороша и ушлая служанка Софья (Елизавета Афанасьева), и таксидермист Шульц (Роман Пылаев), и дети Клостермана – Лизхен (Ирина Володина) и Петруша (Михаил Головков), и учитель Петруши (Максим Ушмаев)…
Почти в финале спектакля к Клостерману с неожиданным известием приезжает обер-полицмейстер Санкт-Петербурга Тарбеев (Артём Лопатин). Но доведённый до отчаяния Клостерман не слушает его. В длинной белой ночной рубашке, напоминающей одеяние висельника, он взбегает по лестнице под самый портрет императрицы и бросает Тарбееву обличительные революционные фразы. Вспоминается Ленин на броневике…
Но не бойтесь, всё должно кончиться хорошо, ведь это же комедия! Комедия, блестяще разыгранная таганрогским театром.
Театральный вестник
Оставить отзыв