Алексей Климашевский, фото Алены Сегеда
«Театральный вестник», № 4 (139) 2018

Первое, что сделал главный режиссер театра Михаил Заец до начала постановки – отверг всем известные версии Евгения Шварца и Тамары Габбе. Михаил Васильевич обратился к первоисточникам – братьям Гримм и Шарлю Перро. Сказка братьев Гримм была отложена в сторону как не вполне детская. В ней, чтобы подошла туфелька, одной из сестер отрезают пальцы, а другой отрубают пятку. Как менее кровожадная была выбрана сказка Шарля Перро.
Но цитата из братьев Гримм присутствует. В самом начале спектакля придворные рассказывают Королю на ночь сказку. И как только доходят до отрезания пальца, испуганный Король кричит: «Не хочу никаких братьев! Расскажите мне нормальную добрую «Золушку»!». И сказка начинается…
«Жил-был садовник, и была у него жена и дочь». На авансцене – огромный маятник в виде цветущего дерева с подвешенным внизу шаром. Цветущее дерево можно понять как символ счастья, любви и самого садовника. А шар – быть может, это Земля? А сам маятник отсылает к бренности нашего существования на Земле. Так исчезает промелькнувшая на сцене Мать Золушки, а Отец (артист Роман Меринов) женится на другой. Маятник исчезает, но на заднике возникают несколько шаров, из которых деревья проросли и вверх, и вниз – как будто новые миры.
Не раз мы услышим голос Матери, которая напутствует Золушку с небес: «Будь доброй и ласковой, и Господь наградит тебя. А если тебе будет очень трудно – обратись к крестной, она поможет».
А Золушке (артистка Ксения Соколова) и вправду трудно, теперь в их доме поселилась Мачеха (артистка Светлана Лысенкова) со своими дочерьми. Мачеха – как нам известно – измывается над Золушкой. Вторят ей Сестры (артистки Елена Пономарева и Юлия Саюшкина) – манерницы и кривлючки. Но как они обаятельны в своей глупости! И красивы…
А красивы, хотя бы внешне, в этом спектакле – все! Это благодаря художнику по костюмам Наталье Пальшковой. Костюмы из воздушных нежных тканей, цветные, пышные, переливающиеся, по-настоящему сказочные. И остальная постановочная команда подобралась сильная: балетмейстер – Людмила Чигишева, художник-постановщик – Алексей Паненков, художник по свету – заслуженный работник культуры России Жанна Дазидова. И получилось пиршество для глаз!
А сколько режиссерских находок! На авансцене стоит граммофон, на котором Мачеха и Сестры прослушивают послания Короля. Граммофонная труба напоминает нам о глашатае, который кричит в свою трубу королевские приказы. Король (заслуженный артист России Юрий Филатов) в посланиях повелевает быть всем добрыми и веселыми, приглашает на бал.
А Фея-крестная (заслуженная артистка России Валерия Искворина), передвигающаяся по сцене на маленьких колесиках, скрытых под пышным платьем! Украшают спектакль два незадачливых Шута (артисты Александр Хотенов и Юлия Чумакина), которые то катают по сцене огромные часы (скоро двенадцать!), то показывают вместе с Принцем (артист Артем Рубан) веселые пантомимы. Тут не отделить работу режиссера от работы автора инсценировки – в одном лице это Михаил Заец!
Каждому персонажу режиссер нашел свое место и придумал свою «фишку». Пластичен и эксцентричен Преподаватель танцев (артист Александр Гайдаржи), смешон Поэт (артист Сергей Гузенко), экспрессивно читающий «Идет бычок, качается»…
Саундтрек к спектаклю – современная музыка, сопровождающая не только танцы, но и трогательные сцены разговоров влюбленных, и счастливый финал. Получилась по-настоящему шикарная «Золушка»!
В театре мне рассказали такую байку. К билетной кассе неуверенно подошла респектабельная пожилая пара: «А можно нам купить билеты на «Золушку», несмотря на то, что это для детей?». Как же светились их глаза после спектакля!
Оставить отзыв