«Ревизор» с хорошим концом

«Театральный вестник», № 3 (138) 2018

В Новошахтинском драматическом театре появился спектакль с элементами театра абсурда. Удивительно, но это спектакль по пьесе А.Н. Островского «Счастливый день».

Новошахтинск – небольшой город в Ростовской области. Жить сложно, с работой трудно… Тем не менее, московский режиссер Егор Матвеев выбрал именно этот город, этот театр для постановки своего дипломного спектакля. Премьера состоялась в 2016 году на открытии Первого Международного фестиваля «Поговорим о любви…».

Новошахтинский драматический театр – достаточно молодой профессиональный театр, ему чуть более 20 лет. Но он находит силы и средства для проведения международных фестивалей, в мае этого года состоится уже Третий «Поговорим о любви…».

Итак, комедия Александра Николаевича Островского «Счастливый день». А точнее, совместная работа маститого драматурга с молодыми авторами Н.Я. Соловьевым и П.М. Невежиным. Откуда взяться абсурду в сугубо реалистической пьесе? А вот нашли же выпускники РАТИ-ГИТИСа – режиссер Евгений Матвеев и художник Екатерина Злая. И немудрено с такими учителями – они учились на курсе Д.А. Крымова и Е.Б. Каменьковича (экспериментальный курс – художники и режиссеры совместно).

0003.jpg

Абсурд начинается, как только открывается занавес. Все действие происходит в одной комнате в доме почтмейстера. Сколько ножек у стула? Правильно, четыре. А здесь – две. И на нем умудряются сидеть! И стол, чья поверхность повторяет изломы двускатной крыши. А диван, так тот вообще с крышей. Кресло на высоте почти трех метров, и там же батареи парового отопления с сушащимися детскими колготками – красными, синими, зелеными, желтыми. И таких же цветов почтовые ящики, висящие на стене.

А вот и сам почтмейстер Иван Захарович Сандырев (артист Сергей Недилько) входит в дверь. А дверь-то не на уровне пола – чтобы войти, надо подняться на две ступени, а потом спуститься. Итак, входит почтмейстер, весь увешанный письмами на веревочках как новогодняя елка. И начинает раскладывать эти письма по почтовым ящикам. И еще висит люстра под потолком в виде перевернутого торшера.

0004.jpg

«Если бы комедия» – определяет режиссер жанр спектакля. У Островского же – «сцены из жизни уездного захолустья». Где же происходит действие? Вроде бы это и не Россия 1870-х годов… Похоже на какую-то заграницу. Звучат американские мелодии, мужчины ходят в форме – синие бриджи и однотонная рубашка с нашивкой на рукаве (то ли орел, то ли курица). А может быть это Америка 1960-х? И в этот небольшой городок вот-вот должна нагрянуть комиссия – генерал-инспектор  со своим секретарем.

У почтмейстера – куча детей. Причем, две дочери на выданье, что и составляет проблему – они бесприданницы. Это Липа (артистка Александра Сопова) и Настя (артистка Оксана Мирошниченко). Папу-почтмейстера это не слишком огорчает, а вот его жена Ольга Николаевна Сандырева (артистка Оксана Второва) места себе не находит.

0005.jpg

Но к концу спектакля все образуется. Та, что постарше, выйдет за местного странноватого доктора Василия Сергеевича Нивина (артист Алексей Кожушко), а младшая – за секретаря генерал-инспектора Петра Степановича Иванова (артист Михаил Сопов). Секретарь начинает инспекцию с того, что достает из чемоданчика разноцветные папки, сверяя их цвета с цветами почтовых ящиков. А потом ощупывает эти ящики, вслушиваясь – что же там внутри.

Актеры замечательно справляются с существованием в заданном режиссерском рисунке (порой эксцентрическом), оправдывая самые смелые мизансцены и нелепые ситуации. Гротеск, но без малейшего нажима и наигрыша. Запоминаются даже такие не главные персонажи как Сосед (артист Александр Скулков) и Соседка (артистка Ольга Клименко).

0002.jpg

Ситуации «Счастливого дня» немного напоминают ситуации «Ревизора» Н.В. Гоголя. И тут, и там – уездный город накануне и во время ревизии. И сатира на царящие нравы. Но если у Гоголя все заканчивается крахом, то здесь – свадьбой. Получается этакий «Ревизор» с хорошим концом.

Режиссер спектакля почти без изменения оставляет текст Островского. Одна из подмен – смена пола у генерал-инспектора. Был Ваше превосходительство Шургин, стала Елена Александровна Шургина (артистка Алеся Потириди). В России XIX века немыслимо, в Америке 1960-х годов – маловероятно. А в сегодняшней России – в самый раз.

Приехав, инспектор сразу забирается в кресло на высоте – как на трон. А до этого там бывал только сам почтмейстер. В финале она уезжает кутить с мэром этого городка. Вернее, с почтальоном Михаленко (артист Игорь Лысенко), которого почтмейстер выдал за мэра, чтобы быстрее завершить проверку.

А у Островского городской голова вручает генерал-инспектору одобрительный адрес о работе почтмейстера. Хотя недостатков в работе – масса. И немудрено, если почтмейстер весь день проводит за чтением газет, а почтальон вечно пьян и не выполняет свою работу.

«Happy day», – звучат в финале слова песни. Счастливый день! Воистину счастливый и для героев спектакля, и для Новошахтинского драматического театра!

Print Friendly, PDF, Email

Оставить отзыв