Александр Ремезов
«Театральный вестник», № 2 (137) 2018
Как всегда, зал Дворца культуры был полон. И когда видишь спешащих на премьеру горожан, когда видишь множество знакомых лиц, вновь и вновь хочется повторить – как повезло Усть-Катаву, у нас есть театр!
«Хорошая пьеса понравится публике и будет иметь успех, но долго не продержится на репертуаре, если плохо разыграна: публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу; пьесу можно и прочесть», – так сказал великий драматург, и трудно не согласиться с Александром Николаевичем.
Конечно, мы идём смотреть на игру актёров. Алексей Алфёров, Дмитрий Караулов, Татьяна Кречетова, Светлана Новик, Дарья Сорокина, Егор Шеметько, Елена Нигматуллина, Дмитрий Долганов – их имена были на афише, мы их знаем уже по многим постановкам, и мы идём на них. С удовольствием смотрел на стряпчего Сысой Псоича (Егор Шеметько) и его постоянное: «А можно водочки?», на купца Самсон Силыча (Алексей Алфёров), на сваху Устинью Наумовну (Светлану Новик), приказчика Подхалюзина (Дмитрий Караулов), но в особом восторге я был от игры совсем молоденькой актрисы и героини Липочки, Олимпиады Самсоновны – Дарьи Сорокиной. Ну как было не восхититься её начальным монологом во время репетиции танца: «…Уж какое же есть сравнение: военный или штатский? Военный – уж это сейчас видно: и ловкость, и всё, а штатский что? Так, какой-то неодушевлённый! Удивляюсь, отчего это многие дамы, поджавши ножки, сидят? Формально нет никакой трудности выучиться!» Понятно, что сочинил это Островский, но как блистательно исполнила это Дарья, поэтому не ошибусь, если скажу – талант.
Возможно, что-то было в спектакле затянуто, что-то излишне разряжено, не обошлось и без штампов, но в целом было, что посмотреть и о чём задуматься. В своё время это была передовая пьеса. Изданная в 1850 году, она принесла известность и популярность Александру Островскому как драматургу. «Свои люди – сочтёмся!» одобрили Иван Гончаров и Николай Гоголь, но московскому купечеству она пришлась не по нраву, купцы пожаловались государю, и в результате Островский был отстранён от службы. Казалось бы, старая купеческая Москва, старомодные персонажи и в речах сплошное ретро, никакой политики. Но вот вслушайтесь в реплику осуждённого за долги сидеть в «яме» главного героя купца Самсона Большова: «В острог его, старого дурака. И за дело! Не гонись за большим, будь доволен тем, что есть. А за большим погонишься, и последнее отнимут, оберут тебя дочиста. И придётся тебе бежать на Каменный мост да бросаться в Москву-реку. Да и оттедова тебя за язык вытянут да в острог посадят. А вы подумайте, каково мне теперь в яму-то идти. Что ж мне, зажмуриться, что ли? Мне Ильинка-то теперь за сто вёрст покажется. Вы подумайте только, каково по Ильинке-то идти. Это всё равно, что грешную душу дьяволы, прости господи, по мытарствам тащат. А там мимо Иберской, как мне взглянуть-то на неё, на матушку?.. Знаешь, Лазарь, Иуда – ведь он тоже Христа за деньги продал, как мы совесть за деньги продаём... А что ему за это было?»
Как я ни старался, не мог себе представить, чтоб современные казнокрады или нечистые на руку бизнесмены могли бы чем-то подобным терзаться. Так что-пьеса-то современная!
Оставить отзыв